Впрочем, по порядку.
Позвали меня в жюри VI ежегодного конкурса "Новая детская книга". Здесь невероятное и выяснялось: оказывается, у нас есть писатели, которые пишут для детей, представляете? В конкурсе есть две литературные номинации: "Мир фэнтези" и "Детские стихи и сказки" (плюс "Новая детская иллюстрация"). Так вот, в этом году было прислано более четырех с лишним тысяч рукописей!
На прошлой неделе все три жюри объявили о своих победителях. Я "жюрил" детские стихи и сказки. Мы читали десять произведений. Тут-то я про невероятное и подумал первый раз.
А читатель думает, небось, что он про невероятное твердит? В чем оно, собственно?
Объясняю. Представьте себе, что взрослый человек пришел в книжный магазин, к чему его рука потянется: к современному детективу или к Достоевскому; к модному современному писателю или, скажем, к Пушкину? Чтоб никого не обижать, договоримся, что классика и современность будет бороться за право быть купленными.
А вот если тот же самый взрослый человек пришел в магазин покупать книжку для ребенка, он потянется к апробированной литературе: мы готовы проводить читательские эксперименты на себе, но не на своих детях. Поэтому переиздаются и будут переиздаваться: Маршак и Михалков, Марк Твен и Бианки...
Сегодня писать для детей - дело чрезвычайно неблагодарное. Оттого и удивительно, что есть люди, которые так хотят это делать. Спасибо издательствам за поддержку этих удивительных людей. Ведь главный приз конкурса - договор на издание книги-победительницы.
И тут - внимание! Очень попрошу внимания своих читателей, особенно тех, у кого есть дети. В нашем конкурсе победила книга Анны Никольской "Марта и фантастический дирижабль". Я вас очень прошу: запомните, пожалуйста, это имя. Я никогда не видел Анны Никольской. Я не знаю, сколько ей лет. Я понятия не имею, что она писала до этого и что напишет еще. Но я знаю главное: это очень хороший писатель. Просто потрясающий.
Марта - это снежный человек. А дирижабль украли два барана, когда поняли, что хозяин, который, как им казалось, очень их любит, на самом деле намеревался их зарезать. И вот такая компания летит на дирижабле, попадая в разные приключения. У Никольской есть юмор, сюжет, замечательные диалоги, но, главное, какая-то ненавязчивая мудрость. В общем, рекомендую.
Церемония награждения победителей, которая проходила в Российской государственной детской библиотеке в Москве, была душевной и неформальной. И искренней. Победительница в номинации "Мир фэнтези" за роман "Разрушитель" Екатерина Мерзлякова благодарила свою маму. За что? За веру в нее. Потому что не может человек победить, если в него никто не верит.
В свое время в России издали знаменитого "Гарри Поттера". Хорошая книга, никто не спорит. Но будет несправедливо, если до читателя не дойдут книги русских авторов, пишущих фэнтези. Будем надеяться, что понравится и книга Мерзляковой, которую, к слову сказать, назвало лучшей и детское жюри конкурса.
Давайте запомним и имя Аллы Вологжаниной. Ее роман "Детеныш. Волки на Тропе Луны" занял второе место.
Как известно, взрослые стихами говорят только в пьесах, да и то, как правило, в старых. И стихи читать взрослые тоже не очень-то любят. А дети поэзию обожают. Практически все. Эта противоестественная, казалось бы, манера излагать свои мысли в ритм и с рифмой им нравится. И поэты могут многому детей научить. Например, пониманию того, что мир гораздо интереснее, занимательнее и ярче, чем нам иногда кажется.
Но вот с продажей книг молодых детских поэтов вообще дело швах. Если родитель увидит на полке рядом книги Маршака, Михалкова или Остера и сборник Юлии Симбирской "В животе у моря", деньги свои он, безусловно, потратит на классиков. Классики - они замечательные. Спору нет. Но ведь и Юлия Симбирская, получившая на конкурсе вторую премию, тоже супер. Для примера - одно ее короткое стихотворение.
В кармане
В кармане, на самой его глубине,
Среди желудей и монеток,
Попалась ракушка, знакомая мне,
Наверное, с прошлого лета.
В июне из моря ракушка взялась,
А осенью в теплый карман забралась.
И столько она рассказала историй,
Что всем желудям захотелось на море.
Понятно, что поэтом вообще быть трудно. Что детским, что взрослым. Но как взрослый человек может в своих стихах воплотить детский взгляд, наивный и мудрый одновременно, мне вообще непонятно. У Юлии Симбирской это получается. Она - просто хороший поэт, пишущий для детей. Поэтому, если Вы увидите ее книгу, купите. Даже вместе с книгами классиков.
Конечно, мне, как и другим членам жюри, пришлось прочитать и не очень интересные рукописи. Совсем плохих, правда, не было. Но восторг по поводу того, что сегодня есть немало писателей, которые хотят обращаться к детям, не проходил у меня и не проходит.
Каждому человеку иногда необходимо почувствовать себя ребенком. Это очень помогает навести резкость на картину мира. Не верите? Почитайте хорошие детские книги и сами убедитесь.