22.09.2015 00:47
Экономика

Российский бизнес нашел способ сократить свои издержки

Текст:  Екатерина Осипова (руководитель направления спецдепозитарного обслуживания СД "ИНФИНИТУМ")
Российская Бизнес-газета - : №37 (1016)
Бизнес всегда ищет возможности снизить свои издержки, а в непростой экономической ситуации это становится еще более актуальным. Один из очевидных вариантов - сокращение издержек за счет передачи части функционала на аутсорсинг. Себестоимость аутсорсера, как правило, ниже за счет эффекта масштаба - использования единой технологии и "базы знаний" для оказания однородных услуг пулу клиентов.
Читать на сайте RG.RU

Специализированные депозитарии являются наилучшим примером эффекта масштаба при оказании аутсорсинговых услуг управляющим компаниям (УК), т.к. они выполняют функции по учету инвестиционного процесса в рамках своей основной деятельности.

Существенно сократить издержки УК могла бы, передав спецдепозитарию ведение учета, формирование отчетности, взаимодействие с аудиторами, оставив себе только профильную функцию - принятие и реализацию инвестиционных решений.

Эксперты рассказали о нюансах выплаты торгового сбора

Западные финансовые институты (Fund Administrator, Custody и Prime Broker) осуществляют полное сопровождение различных типов фондов (пенсионных, страховых, инвестиционных). Благодаря этим организациям международная практика по управлению активами подразумевает разделение функций: большая часть деятельности УК находится на сопровождении Fund Administrator, юридических и аудиторских компаний, а сама УК занимается только своим прямым назначением - управлением активами.

В обязанности Fund Administrator могут входить функции трансфер-агента, anti-laundry политика и проверка, открытие счетов клиентам, подготовка сводных выписок по итогам управления и информирование клиентов напрямую. Custody хранит и учитывает ценные бумаги всех фондов, даже если они находятся у разных брокеров, осуществляет все необходимые "физические" операции с ценными бумагами. Основная деятельность PrimeBroker заключается в осуществлении биржевых и внебиржевых операций, занимается продвижением фондов, предоставляет электронную платформу фондов и ведет подготовку консолидированной отчетности по всем брокерам фонда.

Российские спецдепозитарии уже отчасти аккумулируют в своей деятельности функционал всех трех международных институтов, и прямых аналогов им в международной практике нет. При этом в российской практике внедрена система параллельного учета, при которой учет имущества ведется и УК, и спецдепозитарием, позволяя реализовать двойной контроль за составляемой отчетностью и расчетом стоимости активов и избежать операционных ошибок и сознательных нарушений законодательства со стороны УК.

То, что двойное ведение учета минимизирует количество операционных ошибок, - аксиома, но стоимость этой минимизации значительна. Разработка и внедрение технологий, построенных на принципах сквозной обработки информации, имеющих возможность использовать унифицированные форматы электронных документов и обеспечивать разнообразие и оперативность подготовки аналитических данных, - это весьма трудоемкий и дорогостоящий процесс. Нормативная база содержит множество вариантов, исключений, ограничений, требований, что сильно осложняет автоматизацию ведения учета и операционной деятельности.

Выполнять требования законодательства в части оперативности осуществления расчетов, предоставления отчетности в необходимых форматах становится все сложнее и дороже, в том числе из-за необходимости интеграции в учетные системы обязательной для осуществления расчетов информации - котировок, рейтингов, данных иностранных информационных агентств.

Спецдепозитарий в силу необходимости исполнения своих функций должен обеспечить наличие таких технологий, постоянно их совершенствовать, развивать. Для него это основное средство производства - то, на чем строится бизнес. Для УК же поддержка и развитие таких технологий - непрофильный, затратный процесс, негативно влияющий на финансовые результаты деятельности. Одним из вариантов может стать использование опыта зарубежных коллег, а именно - передача функций по ведению учета и составлению отчетности, взаимодействию с регулятором, а также выполнению части внутренней деятельности специалистами в этой области спецдепозитариям, с передачей соизмеримой ответственности, снимая с управляющих бремя содержания учетно-отчетных подразделений, доработку и поддержания адекватных технологий.

Делегирование права подготовки бухгалтерской отчетности, ведения бухгалтерского учета в спецдепозитарий, а также предоставление полного спектра информации для составления иной отчетности, в т.ч. обязательной (как минимум со стороны УК) с практической и технологической точек зрения возможно уже сейчас. В п. 9. ст. 44 федерального закона N156-ФЗ отмечается: "В связи с осуществлением своей деятельности специализированный депозитарий вправе оказывать лицам, заключившим с ним договор, на основании которого осуществляются учет, хранение имущества (активов) и (или) контроль за его (их) распоряжением, консультационные и информационные услуги, а также услуги по ведению бухгалтерского учета".

Ольга Горбунова: Регионам нужно создать налоговые стимулы для бизнеса

При передаче функций по ведению учета и составлению отчетности от УК в спецдепозитарий общие издержки на обеспечение инвестиционного процесса сократятся, т.к. не будет дублирования функций как минимум на анализ и интеграцию первичных документов в учетные системы и поддержание технологий. Кроме того в силу профильности и потоковых технологий обработки в спецдепозитарии совокупная стоимость сервисов учета и составления отчетности будет ниже, а соотношение "цена-качество" лучше, чем самостоятельное развитие и поддержание аналогичных систем в УК.

Увеличится ли количество операционных ошибок вследствие отказа от параллельного учета? Ответ очевиден. Бороться с операционными ошибками специализированные депозитарии умеют и постоянно совершенствуют методы этой борьбы, но человеческий фактор остается всегда. Бывают случаи, когда одинаковую ошибку совершают сотрудники и УК, и спецдепозитария. Основное и самое эффективное средство борьбы с такими ошибками - это автоматизация, унификация правил учета и оценки активов, использование единых и обязательных для участников рынка форматов документов. Здесь, к сожалению, не все зависит только от спецдепа.

Важный вопрос - это вопрос ответственности. Сейчас при передаче любых процессов на аутсорсинг ответственность остается на том, кто их передает (то есть в нашем случае на УК). В рамках действующего правового поля функции по предоставлению обязательной отчетности в ЦБ, административная и лицензионная ответственность остается за УК. Соответственно, аутсорсер может нести только договорную ответственность. Закрепление за спецдепозитарием ответственности за ведение учета, составление и направление регулятору отчетности на законодательном уровне могло бы дать толчок развитию аутсорсинга, так как УК могла бы "при прочих равных" принимать решения: самостоятельно ли формировать бэк-офис и технологии или же передать такой функционал в спецдепозитарий.

Малый бизнес