Дрогери - это европейский формат нон-фуд магазинов у дома, где помимо бытовой химии, хозяйственных товаров, косметики и колготок можно купить безрецептурные препараты и БАДы. Дрогери на Западе - это отличная замена классическим аптекам, так как формат заведения более дружелюбный, в него приятнее ходить за лекарствами от кашля или легкой простуды, чем в аптеку, которая ассоциируется с более серьезными заболеваниями. В европейских странах количество дрогери сопоставимо с количеством классических продуктовых магазинов "у дома". В Германии ретейл формата "дрогери" насчитывает более 9 тысяч единиц. В Великобритании только компании Boots принадлежит более 1400 магазинов-дрогери.
"Формат для России достаточно молодой. "Подружка" вышла на рынок в 2005 году, "Магнит Косметик" в 2010-м. У каждого из форматов торговли в России своя целевая аудитория. Так, в дрогери идут за широким ассортиментом, новинками, подарками. Последнее исследование покупательских настроений Nielsen показало, что 78% покупателей в России с удовольствием ходят в магазины и воспринимают поход как приятный досуг. Интересно, что российский покупатель осознанно готов платить больше за преимущества дрогери", - говорит Фируза Кожагельдина, руководитель группы по работе с компаниями непродовольственного рынка Nielsen Россия.
По данным компании Euromonitor International, объем российского рынка дрогери в 2013 году оценивался в 59,8 млрд рублей, в 2014 году - в 65,7 млрд, прогноз на 2015 год - 70 млрд рублей. По данным потребительского общества "Дрогери - Союз", средний чек в магазинах 250-500 рублей, средний трафик за день 250-450 человек. "Ассортимент в дрогери шире, чем в стандартном магазине у дома. Думаю, если продукты у дома и дрогери находятся в сравнительной близости и обслуживают один и тот же район, тогда, скорее всего, произойдет разделение ассортимента, и продуктовые магазины либо вообще откажутся от хозтоваров и расширят продуктовую линейку, либо сузят до минимума представленность такого товара у себя на полках, - считает Ксения Гревцова, руководитель направления по развитию ретейлеров "МАГАЗИН МАГАЗИНОВ". - Дрогери - это магазин у дома. Чтобы выжить и зарабатывать, они будут вынуждены на какие-то группы товаров держать демократичные цены с минимальной наценкой".
Главное преимущество этого формата - удобное расположение и широкий ассортимент. 90% покупателей дрогери - женщины. "Аудитория дрогери в России совершенно разная. Есть "жесткие дискаунтеры", как "Рубль Бум", которые ориентированы на минимальные цены и малообеспеченную категорию граждан. Есть магазины "Спектр", которые после реконструкции способны затмить по фешенебельности любого косметического оператора. Если брать некий средний тренд, то дрогери это не магазины для бедных, - говорит Дмитрий Калачев, директор "ТД "Впрок". - По моему мнению, основную долю прибыли генерирует "красота" (косметика, средства по уходу за кожей, средства по уходу за волосами) и хозяйственные товары (товары для уборки, для кухни, для ухода за обувью), которые хорошо продаются и имеют хорошую наценку".
Предпосылки для дальнейшего роста формата "дрогери" есть, и эксперты наблюдают рост сегмента. Региональные игроки не видят другого пути, помимо экстенсивного роста. Они проводят очень взвешенную финансовую политику, как правило, имеют низкую закредитованность, это и сдерживает экспансию. "Региональные сети, во-первых, не могут позволить себе иметь большую долю убыточных магазинов (как правило, новые магазины в первый год приносят убытки), во-вторых, пережили уже несколько кризисов и хорошо помнят, как банки в одночасье могут закрыть кредитование и бросить компанию в сложном финансовом положении. При этом еще существуют целые регионы, где нет значимых сетевых игроков, поэтому рост будет, и скорее всего он будет измеряться двузначной цифрой (20-30%) и по количеству точек, и по оборотам", - считает Дмитрий Калачев.
По мнению Владимира Кукушкина, генерального директора сети магазинов парфюмерии и косметики "БЬЮТИ МАРКЕТ", емкость рынка дрогери в России 12-15 тысяч магазинов. Кстати, формат постоянно трансформируется, и сейчас многие сети уходят в красоту - косметику, колготки, товары, которые сложно продавать в продуктовом ретейле, сокращают долю бытовой химии, которая как раз перетекает в гипермаркеты. Дрогери начали отбирать клиентов у классического формата "парфюмерия-косметика", продавая косметику и парфюм в высоком ценовом сегменте с наценкой 40-60%, что существенно ниже, чем у крупных косметических ретейлеров.
Основной фактор, отличающий русские дрогери от европейских, - фармацевтическая продукция. Тем не менее попытки продавать в наших дрогери бады и парафармацевтику уже есть. "Мы не говорим о лекарственных средствах, которые продаются исключительно в аптеках. В ассортиментном отношении ставки сделаны на традиционно востребованные в рознице фиточаи, общеукрепляющие средства, а также косметику по уходу за телом и лицом. На наш взгляд, это новый и достаточно перспективный формат для отечественного рынка. И в части фармпродукции у него есть все шансы побороться за потребителя с аптеками, особенно в отдаленных регионах, где доступность аптек невысока. Ведь открывать дрогери куда проще, чем аптеки, - для этого не надо получать лицензии, нет жестких требований к помещениям и т.п.", - говорит Наталия Прокопьева, председатель совета директоров "Эвалар" (заключил прямой контракт с сетью "Магнит").
По мнению Романа Иванова, генерального директора R&D Pharma, рано или поздно в России изменится законодательство и классические дрогери станут возможны: "В первую очередь потребуется изменение менталитета и возможностей целевой аудитории подобных магазинов. Как известно, это - домохозяйки среднего уровня. Сейчас в нашей стране данная категория социума заботится о том, как прокормить своих домочадцев. В настоящее время наблюдается устойчивое падение продаж парафармацевтики и космецевтики в аптеках. Обусловлено это кризисом макро- и микроэкономики. Я не верю, что на этом фоне дрогери наберут популярность в России".
Пока этой точки зрения придерживаются и сами дрогери. "Я полагаю, что в России дело скорей не в законодательных препонах, а в привычке покупать и доверии к формату. Я знаю, что одна из московских сетей пыталась реализовать на своих площадях аптечные отделы, но продажи не пошли. Я пока тоже не вижу предпосылок для такого сценария", - резюмирует Владимир Кукушкин.