Поскольку большинство допрошенных в суде свидетелей подвергли сомнению выводы МАК о том, что Як-42 с хоккейной командой разбился из-за непреднамеренного обжатия тормозных педалей кем-то из членов экипажа, а эксперты СКР практически повторили эти выводы, иногда даже слово в слово, потерпевшие два раза выступали с ходатайством о возвращении уголовного дела на дополнительное расследование, а во время прений попросили не лишать Тимофеева свободы. Хотя гособвинение потребовало для него шесть лет в колонии-поселении.
Однако суд сделал вывод, что предварительное следствие правильно квалифицировало действия подсудимого по части 3 статьи 263 как нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Нарушения, по мнению суда, выразились в том, что Тимофеев, отвечавший в компании за организацию летной работы и поддержание квалификации летного состава, допустил к полетам командира воздушного судна, не прошедшего квалификационную проверку пилотом-инструктором, а второй пилот вообще не закончил переобучение на тип самолета Як-42 и не имел права садиться за штурвал. Кроме того, экипаж не прошел совместную подготовку на тренажере, что в итоге привело к рассогласованности его действий во время трагического взлета из аэропорта "Туношна".
Согласен суд и с тем, что самолет долго не мог взлететь из-за непреднамеренного обжатия тормозных педалей кем-то из членов экипажа. По мнению судьи Вячеслава Вострикова, подвергать сомнению выводы экспертов нет никаких оснований. Единственное, в чем суд оказался не согласен с предварительным следствием, - оценка качества существующей тренажерной подготовки пилотов. Основываясь на показаниях свидетелей, судья сделал вывод, что на устаревшем тренажере, используемом в учебно-тренировочном центре, где погибшие пилоты проходили курсы повышения квалификации, невозможно отработать действия экипажа в условиях сдвига ветра или сваливания. А тренажеров, которые давали бы такую возможность, в стране сегодня просто нет.
В итоге суд признал Вадима Тимофеева виновным в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта и приговорил к пяти годам лишения свободы в колонии-поселении. Однако осужденный тут же был освобожден от наказания по амнистии, объявленной в честь 70-летия Победы. В удовлетворении исков, предъявленных владельцем самолета - ГКНПЦ имени Хруничева (17, 6 миллиона рублей), а также ХК "Локомотив" (три миллиона), суд отказал, мотивируя это тем, что имущество было застраховано.
Матери погибших хоккеистов признались, что удовлетворены приговором.
- Не довольны - так сказать нельзя, чем тут можно быть довольным, но удовлетворены, потому что человека не лишили свободы, - пояснила Любовь Васюнова.
По мнению женщин, Тимофеева просто "назначили" виновным, потому что за гибель такого количества людей кто-то должен ответить.
Сам подсудимый признался, что выдержал многомесячный судебный процесс только благодаря поддержке тех, кто должен был, наоборот, его обвинять и клеймить.
- Если бы не внимание и поддержка потерпевших, я бы не смог пройти этот путь, - сказал он. - Спасибо им за то, что при таком горе их сердца не ожесточились. Это настоящие русские матери, которые умеют понимать и прощать. Низкий им поклон.
Обжаловать приговор Вадим Тимофеев не собирается. Будет ли это делать гособвинение, пока неизвестно. По словам заместителя ярославского транспортного прокурора Елены Ронжиной, они примут решение в течение десяти дней.
Напомним, рассмотренное в Ярославле уголовное дело было выделено в отдельное производство из так называемого основного дела о крушении самолета Як-42 с хоккейной командой "Локомотив", которое до сих пор расследуется СКР.