Как проходило голосование в жюри?
Роман Романов: Вначале экспертный совет отсмотрел все присланные работы и выбрал 53 проекта. Затем представил их жюри, каждый член которого после обсуждений, в том числе и мельчайших деталей отдельных проектов, выбрал 10. Затем последовал новый круг обсуждений всех плюсов и минусов получившейся десятки. На финальном голосовании выбирали из трех проектов. Работа Франгуляна победила с большим отрывом.
Через какое время монумент займет свое место?
Роман Романов: По моим оценкам, открытие памятника состоится через год-полтора. В ближайших планах - встреча рабочей группы, которая создаст "дорожную карту" его возведения. Сейчас это эскизный проект, требующий детализации. Надо будет определиться с благоустройством территории, вопросами освещения, весом памятника и фундаментом под него. Только после этого начнется точный расчет стоимости проекта и сроков его реализации.
Памятник будет частично установлен на деньги жертвователей?
Роман Романов: На счету музея пока 221 тысяча рублей. Но только сейчас начинается активная стадия привлечения средств. Увидев, как будет выглядеть памятник, легче решить, готов ли ты пожертвовать на это деньги.
Какая судьба ждет проекты, которые не стали победителями?
Роман Романов: На заседаниях у некоторых членов жюри появлялись свои фавориты. И они говорили, что если их проект не победит, они знают, в каком городе ему найдется место. Но пока эта информация держится в секрете. Все проекты представлены у нас на сайте. И тот факт, что Москва устанавливает памятник, будет примером для других регионов.
Есть мнение, что установка памятника жертвам политических репрессий - удовлетворение интересов либеральной части А есть те, кто выступают против его установки?
Роман Романов: Я сталкивался с такой позицией. Но на примере нашего музея вижу, как люди, не так уж сочувственно настроенные к жертвам политических репрессий, прикоснувшись к реальной истории и судьбам, в большинстве своем перестают делиться на либеральные и нелиберальные позиции. Отходит любое деление "по цветам", потому что эта история касается каждого из нас. Для меня установка памятника - это отправная точка. Монумент устанавливается от лица государства, а стало быть им четко сформулирована позиция относительно того исторического периода, в который проходили репрессии. А острые и яркие реакции на установку памятника на разных полюсах общества говорят о том, что этот вопрос всех волнует.
Недавно в новостях было сообщение о появлении в Липецке памятника Сталину. Как эти два памятника могут ужиться?
Роман Романов: Психике человека свойственно нежелание вспоминать о сильных травмах. Мне кажется, в обществе есть нежелание возвращаться к истории репрессий. И поэтому появляется агрессия к тем, кто пытается помочь нам об этом вспомнить. Но в то же время это нежелание на нас и давит. Непроговоренность создает напряжение и конфликт. Если мы не осознаем историю и не примем ее, то мы продолжим делить друг друга на своих и чужих.
Справка "РГ"
Георгий Франгулян - скульптор, народный художник России, действительный член Российской Академии художеств. Автор памятников Булату Окуджаве на Старом Арбате (Москва), Иосифу Бродскому на Новинском бульваре (Москва), Дмитрию Шостаковичу у Московского международного дома музыки (Москва), Елизавете Петровне (Балтийск). Его работы находятся во многих музеях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Государственном Русском музее и за рубежом.