Младенцы улыбаются, не реагируя на лица родителей, как считалось ранее, а планируя и подбирая момент, чтобы мамы и папы улыбнулись в ответ как можно сильнее и продолжительнее.
К такому выводу пришли ученые из университета Сан-Диего в ходе исследования, проведенного среди 13 мам с детьми в возрасте до четырех месяцев и 32 добровольцев, взаимодействовавших с запрограммированным на поведение малыша роботом. Результаты были опубликованы в журнале PLоS ONE.
В качестве основы специалисты взяли результаты предыдущих работ, изучавших механизм взаимодействия матерей с детьми в возрасте до четырех месяцев. Нынешний эксперимент был призван выявить причины и цели, которым следуют груднички, когда на их лицах появляются улыбки.
С помощью специальных алгоритмов ученые выявили, что в 11 из 13 случаев улыбки детей носили преднамеренный характер. Малыши как будто чувствовали, когда их мамы были наиболее расположены к улыбке, и улыбались, достигая наибольшего эффекта. Их поведение походило на действия юмориста на сцене, который в силу профессиональных навыков понимает, в какой момент нужно произнести шутку, чтобы вызвать смех у большинства зрителей.
- Младенцы не улыбались просто для себя, они делали это специально, чтобы создать и поддержать условия, при которых улыбались бы их матери. Доказать это очень сложно, но улыбки детей не случайны, они преследуют определенную цель, - заявил один из участников группы исследователей Хавьер Мовеллан.
После этих результатов специалисты изучили взаимодействие робота, получившего имя Диего-Сан, с добровольцами. "Общение" длилось три-четыре минуты, в течение которых машина выдавала один из четырех присущих новорожденным моделей поведения, причем ее действия зависели от выражения лица волонтера. В большинстве эпизодов лишь небольшая улыбка робота вызывала ответную реакцию человека, и как только она происходила, робот переставал улыбаться. То есть достигал поставленной цели.
- На данном этапе нельзя утверждать, что за подобное поведение малышей отвечают конкретные когнитивные механизмы вроде сознательного обдумывания. Но то, что дети даже в возрасте до четырех месяцев имеют собственные цели при взаимодействии, налицо, - заявил профессор Пол Руволо.
Полученные результаты могут быть использованы в решении вопроса о лучшем понимании детей с особенностями развития. Исследование будет подробно представлено на конференции Robotics в октябре этого года.