Эксперты двух министерств будут искать решение, как сделать безопасными уникальные здания, опыта строительства которых у нас пока немного.
Во всем мире небоскребы строили и будут строить, и во всем мире проблема пожарной безопасности наиболее остра при эксплуатации таких зданий. По закону у нас нет ограничений на этажность построек. Как говорится, строй не хочу. Но в 2007 году МЧС в рамках либерализации законодательства лишилось полномочий осуществлять надзор при строительстве таких высоток.
Как рассказали корреспонденту "РГ" в МЧС, сейчас существуют нормативы по безопасности строительства на здания высотностью до 75 метров. Это примерно до 25-го этажа. Все что выше - пока абсолютная вольница. Но российский и мировой опыт показывают, что экономить на безопасности - себе дороже.
Правда, решать проблему в мире пытались в разное время по-разному, зачастую экзотически. Где-то в рамках эксперимента закупали для каждого высотного офиса парашюты или придумывали систему тросов для спуска, как альпинисты с гор. Но по сути ни одна из этих экзотических мер себя не оправдала. Максимум, к чему пришли застройщики в мире, - это оборудование вертолетных площадок на крыше.
Но в МЧС говорят, что и эта мера не всегда помогает. Как показывает практика, конвективные горячие потоки и дым очень мешают пилотам вертолетов при эвакуации.
В МЧС уверены, что идти надо другим путем. Безопасность высоток стоит дорого, но альтернативы, по мнению российских спасателей, этим мерам нет, поскольку написаны они, как ни печально это признавать, кровью. В чем они заключаются?
Для небоскребов необходимо законодательно закрепить использование конструкций с повышенным пределом огнестойкости. И предусмотреть резервное электроснабжение.
Лестничные проемы в аварийных выходах устраиваются по противодымным нормам безопасной эвакуации, с принудительной подачей воздуха в случае ЧП.
На этажах обязаны быть изолированные зоны безопасности для малоподвижных граждан, где они могли бы дождаться пожарных.
Кроме того, пожарные сигнализации должны быть сертифицированы МЧС, чтобы пожарные не бегали по всем этажам в дыму, а сразу у себя на пульте видели, где именно находится очаг возгорания.
Застройщика необходимо обязать устроить круговые подъезды для длиннобазовых грузовых машин.
А в самом здании проект должен предусматривать наличие огнеупорного служебного лифта для спасателей.
Коробку небоскреба надо возводить по нормам разделения на пожарные отсеки для предотвращения распространения огня по вертикали. Не менее жесткие требования есть в отношении фасадных облицовочных материалов.
Есть еще требования по дымоудалению и использованию огнеупорного прочного остекления. Многие высотки сейчас делаются чуть ли не полностью стеклянными. С лестницы, которая на высоте раскачивается с амплитудой до метра, разбить такие стекла пожарным крайне затруднительно. А рам и форточек в небоскребах тоже нет.
Понятно, что выполнение всех этих норм существенно удорожает проект, но компромисс находить придется.