24.09.2015 20:35
Экономика

Исследование: Торговые компании и СМИ сократят зарплаты сотрудникам

Поднять зарплату в следующем году планируют в компаниях автопрома и в медицине, а в торговле и СМИ намерены ее снизить
Текст:  Марина Гусенко
Российская газета - Федеральный выпуск: №216 (6787)
Каждый второй работодатель в следующем году планирует повысить зарплаты своим работникам, каждый десятый - наоборот, намеревается их сократить.
Читать на сайте RG.RU

Таковы данные исследования, проведенного порталом HeadHunter в рамках проекта "Банк данных заработных плат".

Если быть более точным, то о повышении оплаты труда думают 52 процента работодателей, а о снижении - 11 процентов. Средний размер ожидаемого роста 6-8 процентов.

И если раньше зарплату повышали всем работникам равномерно - примерно на один и тот же процент, то теперь работодатели делать это будут выборочно, пояснила "РГ" руководитель направления исследований заработных плат, компенсаций и льгот HeadHunter Наталья Данина. Наибольшую прибавку получат сотрудники с наибольшими опытом работы и компетенциями, поскольку именно они значительнее других влияют на бизнес- и финансовый результат.

52 процента российских работодателей планируют в следующем году повысить оплату труда своим сотрудникам. В среднем на 6-8 процентов. А 11 процентов работодателей хотят ее понизить

"Чем эффективнее плоды труда, тем выше зарплата, это новый принцип индексации", - говорит Наталья Данина. А значит, одни работники получат ноль, другим могут и 20 процентов добавить.

"Позитивный настрой" встречается чаще на очень крупных и маленьких предприятиях. Так, увеличить фонд оплаты труда предполагают 60 процентов опрошенных компаний с количеством работников от трех до десяти тысяч человек.

Большинство компаний планируют повысить зарплату работникам

59 процентов с численностью работников от 100 до 500 человек и в половине организаций, где трудится до 50 человек.

Впрочем, наибольшее количество работодателей, желающих снизить заплату, встречается в этих же категориях: на каждом четвертом предприятии с численностью до 50 человек и на каждом пятом - от трех до десяти тысяч. А вот работодатели, управляющие 100-500 работниками, совсем не планируют урезать зарплаты.

Если смотреть по отраслям, то сто процентов опрошенных предприятий в сфере автомобильного бизнеса планируют порадовать своих работников прибавкой к зарплате. В сфере медицины - 89 процентов опрошенных, в машиностроении и электронике - 83, в строительстве и IT - по 70.

Совсем не планируют наращивать фонд оплаты труда в следующем году в таких сферах, как "HoReCa" (индустрия гостеприимства гостиницы, общественное питание), услуги для бизнеса и телекоммуникации. Более того, в "телекоммуникациях" ожидается наиболее серьезное снижение зарплаты - это планирует 50 процентов опрошенных компаний.

По таким направлениям, как "услуги для бизнеса", "СМИ, маркетинг", "производство пищевых товаров и оптовая торговля ими" и уменьшить оплату труда предполагает каждый второй работодатель.

Впрочем, по мнению Натальи Даниной, планы компаний пока не окончательные, особенно если учитывать сложности с прогнозированием ситуации и, соответственно, с бюджетированием. Если предприятию удается заглянуть на три месяца вперед - это уже хорошо. Более того, цифры трудно назвать оптимистичными, поскольку в прошлые годы индексацию зарплат планировали до 80 процентов компаний. Теперь - в полтора раза меньше.

Что касается оптимизма в автомобильной отрасли, Наталья Данина считает, что, несмотря на кризис в этой сфере, компании ожидают, что пройдут "дно".

"А потом, есть такое понятие, как "гигиеническое" повышение зарплат. Оно делается для того, чтобы морально поддержать коллектив, сохранить его", - говорит она и добавляет: - Даже если планы по повышение оплаты труда реализуются, навряд ли процент роста компенсирует уровень инфляции, а значит, о реальном росте трудовых доходов говорить пока не приходится.

Россия заняла 32 место в индексе Робина Гуда

Не верит в оптимизм работодателей и проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

"Обещать - не значит жениться", - говорит он. С его точки зрения, работодатели вынуждены показывать более менее позитивный настрой, чтобы сохранить лояльность работников и профсоюзов. В условиях двузначной инфляции заявить о намерении "заморозить" или снизить зарплату - значит попасть под прессинг профсоюзов или потерять опытных работников, считает эксперт "Российской газеты". Реальный шанс повысить зарплату в следующем году будет у компаний, спрос на продукцию которых будет стабильно высоким.

Но какие именно отрасли экономики попадут в список "счастливчиков", прогнозировать рано, поскольку текущая тенденция говорит о том, что в целом в следующем году потребительский спрос продолжит снижаться ввиду роста цен и стагнации зарплат, добавляет Александр Сафонов. "Может получиться так, что у нас не будет даже таких мощных традиционных зарплатных драйверов, как бюджет и Пенсионный фонд, ведь индексация зарплат бюджетников и пенсий на следующий год пока под вопросом", - говорит он. Сейчас сильно страдают автомобильная отрасль, строительная и все смежные с ними.

Как найти хорошую работу

Что касается рынка труда, то, судя по исследованию HeadHunter, 36 процентов опрошенных компаний планируют в следующем году нарастить штат работников. А 14 процентов - его сократить.

По мнению Александра Сафонова, если в ближайшее время компании не найдут точки роста, в 2016 году нас в лучшем случае ждет стагнация рынка труда, в худшем - нарастание скрытой безработицы. Это когда человек числится работающим, а реально находится в отпуске "без содержания", простое, работает неполный день или не за полную зарплату.

В России снизились долги по зарплате

Тем временем международное рекрутинговое агентство Kelly Services провело ежегодное исследование, которое показало, что качество кандидатов на российском рынке труда в этом году выросло. А вчерашние студенты выходят на рынок с завышенными зарплатными ожиданиями. Рекрутеры оценивали кандидатов по пятибалльной системе. Во внимание брались уровень образования, специализация, знание иностранных языков, соответствие дресс-кода.

Хуже всего у соискателей дело обстоит с иностранными языками и внешним видом. 71 процент участников исследования плохо знают иностранный язык или не владеют им вовсе.

А вот одеваются лучше других претенденты на топ-должности - в 81 проценте случаев их внешний вид соответствует вакансии. Среди линейных руководителей - в 68 процентах случаев. А вот среди специалистов начального уровня только каждый второй (55 процентов) выглядит соответственно вакансии.

Больше всего качество соискателей выросло с сферах ИТ/телеком, фармацевтика, транспорт, финансы, розничная торговля (от 3,6 до 3,9 балла). Понизилось - в машиностроении и розничной торговле.

При этом работники стали менее охотно менять работодателя и внимательнее подходить к выбору нового места работы.

Зарплата