Александр Николаевич, вот у нас на столе вафли, пожалуйста, найдите, где на упаковке указано, что продукт содержит пальмовое масло.
Александр Ткачев: Так, посмотрим... Цельное молоко, какао, рафинированный пищевой сахар, масло, кокосовое что-то, а, вот, нашел, пальмовое масло. На самом деле, чтобы разглядеть состав, нужна лупа, наверное, даже молодой человек с идеальным зрением сразу это не прочитает. Однако надо отдать должное производителю этих вафель, не стали лукавить, написали правду. Но, конечно, такой шрифт недопустим. И то, что указание содержания пальмового масла должно занимать не менее трети площади упаковки товара, будет прописано в новом техрегламенте на молочную продукцию, который разработан минсельхозом. Однако обращаю ваше внимание на то, что пока речь идет о маркировке молочных продуктов.
То есть производители молочных продуктов будут писать не про заменители молочного жира, а именно про пальмовое масло?
Александр Ткачев: Да, именно пальмовое масло надо обозначить отдельно, потому что это спорный продукт. Он дешевле молочного жира, поэтому многие производители, пытаясь удешевить себестоимость продукции, ради максимизации прибыли используют этот ингредиент. Есть мнение, что пальмовое масло вредно для здоровья. При этом существует и другая точка зрения. Поэтому пока однозначный вред этого продукта не доказан, будем придерживаться экономической, более уравновешенной позиции. А именно - информировать потребителей о том, что в составе тех или иных продуктов присутствует данный вид растительного жира. Пусть покупатели сами делают выбор.
Кстати, это касается не только молочной продукции, но и вина. То есть, если оно произведено из виноматериалов, надо это указывать на этикетке. Есть разница между бутылкой вина, для которой специально выращивали виноград определенного сорта, и вином, которое произведено из концентрата, приплывшего к нам за тысячи километров в трюмах кораблей и затем разлитого на российских винзаводах. Конечно, за месяцы "бултыхания" в океане качество виноматериалов ухудшается. И потребитель имеет право об этом знать. Но также надо понимать, что продукты, сделанные из натуральных ингредиентов, будут стоить дороже.
Недавно Росстат сравнил рост цен на продукты питания в России и Европе с начала года. Так вот у нас продукты подорожали на 11 процентов, а в ЕС, наоборот, снизились на 0,1 процента. Что вы на это скажете?
Александр Ткачев: Для начала хочу напомнить, что наша экономика находится в состоянии кризиса. И рост цен на продукты питания произошел в том числе из-за девальвации рубля. Не секрет, что многие составляющие, необходимые для производства продуктов, мы завозим из-за рубежа. Это, в частности, касается семенного и генетического материала, средств защиты растений, кормовых добавок, ветеринарных препаратов, оборудования и ингредиентов в пищевой и перерабатывающей промышленности.
Но вот интересная деталь: отпускные цены сельхозпроизводителей выросли с начала года всего на 1 процент, а у производителей пищевой промышленности на 2 процента. При этом, как вы сказали, рост потребительских цен на продовольственные товары с начала года превысил 10 процентов. Я не исключаю, что в значительной степени рост происходит в сегментах торговли - в оптовом и розничном звеньях. Тем не менее, несмотря на непростую ситуацию в экономике, минсельхоз все же не прогнозирует продовольственную инфляцию по итогам года выше уровня 15 процентов. И есть все предпосылки, чтобы и в следующем году цены на продукты сильно не росли. В этом году в России ожидается хороший урожай, а это залог стабильности на продовольственном рынке. Кроме того, ежегодно объемы сельхозпроизводства в стране увеличиваются в среднем на 4-5 процентов. Особенно радует животноводческая отрасль. Так что уверен, кратного скачка цен не будет, мы управляем ситуацией.
А гречки в этом году нам хватит? А то опять говорили, что будет дефицит.
Александр Ткачев: Докладываю по гречке: планируем собрать не менее 800 тысяч тонн гречихи и в итоге произвести около 550 тысяч тонн крупы. А общая потребность для страны составляет примерно 485 тысяч тонн. То есть гречневой крупы в России в этом году должно быть в избытке. В целом пока хорошие показатели по урожаю зерна. Ожидается, что будет намолочено около 100-101 миллиона тонн. Это достойный результат, который позволяет закрыть все внутренние потребности и сохранить экспортный потенциал. По прогнозам, больше, чем в прошлом году, будет собрано пшеницы, кукурузы на зерно, сахарной свеклы. Кстати, по свекле вообще результаты впечатляющие - ожидаемый урожай на 7 миллионов тонн больше, чем в прошлом году. Прогнозируется рекордный валовой сбор сои и льна. Также в этом году достаточно будет картофеля и овощей.