Российское законодательство о наследовании осталось в прошлом веке, нередко наследники не могут получить наследство, да и процедура громоздкая. Такими словами сопредседатель "Деловой России" Андрей Назаров открыл "круглый стол" на тему реформы отечественного наследственного права. Законопроект на эту тему уже прошел первое чтение в Госдуме. И сейчас депутаты собирают предложения по поправкам в этот документ.
Если проект закона будет принят, то в России в скором времени семейные пары смогут составлять не только совместные завещания, но и наследственный договор, например с детьми. Теоретически это гарантирует продолжение семейного бизнеса в нашей стране после смерти его основателя.
В наследственном договоре может быть прописан порядок вступления в наследство, а также он может содержать обязанность наследника совершить те или иные действия как имущественного, так и неимущественного характера. Требовать исполнения таких обязанностей после смерти бизнесмена смогут его наследники, душеприказчик, а также нотариус, который ведет наследственное дело. "Мы предлагаем возможность наследования бизнеса, чтобы он не умирал вместе с носителем", - пояснил председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, курирующий законопроект.
Кроме того, в случае принятия закона вводятся положения о создании гражданином специального (трастового) фонда. Подобный фонд может быть использован не только для наследования, но и для благотворительной деятельности. "Многие наши бизнесмены создают такие трасты за рубежом, чтобы сохранить управление своим предприятием и после смерти. Мы считаем, что можем сделать подобные трасты и в России", - говорит депутат.
В мире такая созданная по английскому праву некорпоративная структура, как траст, полностью помогает разделить наследство и долги, исключая возможность для кредиторов что-либо требовать от наследников. Под кредиторами здесь может пониматься и бюджет в виде требований Федеральной налоговой службы, к примеру. Но если в нашем праве фонды (трасты) будут признаны, то с их помощью не получится уйти от долгов. Как пояснил "РГБ" Павел Крашенинников, положения учредительного договора об условиях создания траста, по российскому праву, будут напрямую передаваться в ФНС.
В целом законопроект будет полезен для тех наших бизнесменов, которые хотели бы передать по российскому праву по наследству свой бизнес, уверена адвокат Анна Грищенкова. Между тем у многих экспертов есть сомнения, что в ближайшее время такие случаи будут иметь распространенный характер. И связано это с особенностями отечественного бизнеса. Ведь он в основной массе своей либо очень крупный (с несколькими акционерами), либо мелкий, а среднего почти нет. И такой сегмент, как семейный бизнес, только формируется. Тогда как он весьма эффективен, что доказывает экономика Италии, в основе которой именно малый и средний семейный бизнес.
Сильные стороны законопроекта - освобождение наследников от сбора документов и возможность наследодателю самостоятельно выбрать доверительного управляющего имуществом, отметила юрист Мария Волкова. Однако, по ее словам, в проекте есть ряд слабых моментов, которые надо доработать ко второму чтению документа.
К примеру, заключение наследственного договора не мешает бизнесмену распорядиться имуществом, которое по содержанию такого договора должно перейти к наследникам в случае его смерти. В результате на момент открытия наследства наследник будет обязан выполнить условия договора, в том числе и перед третьими лицами, но наследственное имущество уже может быть распродано. Расторгнуть же такой договор возможно только в судебном порядке.
России уже давно надо было начать конкурировать с иностранными юрисдикциями в сфере альтернативного регулирования механизмов наследования, концептуально приветствует новации эксперт в сфере трансграничного структурирования бизнеса, кандидат юридических наук Александр Захаров. По его мнению, обсуждаемый Госдумой законопроект важен при передаче не только небольших семейных бизнесов, но и бизнес-империй.
Такая реформа особенно важна сейчас на фоне глобальной экономической ситуации, когда создание и содержание иностранных правовых структур и конструкций стало не всем по карману, продолжает Александр Захаров. "Хотелось бы, чтобы российское регулирование данных вопросов стало прогрессивным и более предсказуемым, когда все наследники смогут понимать, что и кому ожидать и к чему готовиться. Ведь, принимая наследство, наследник не только получит завещанное ему имущество, но и, возможно, долги и иные обременения", - рассуждает эксперт.
Нотариат встретил законодательную инициативу в штыки. И не мудрено, ведь бремя сбора доказательств и необходимых документов для оформления прав на наследника в ходе ведения наследственного дела предлагается возложить на нотариат. Как заметил "РГБ" нотариус Нотариальной палаты Санкт-Петербурга Алексей Комаров, эти новации не будут способствовать более безопасной передаче бизнеса в России по наследству. По его словам, бизнес наследуется только в случае внезапной смерти наследодателя по очередности, указанной в законе. "А это происходит крайне редко. По завещанию бизнес практически не передается. Причиной этому служат не законодательное несовершенство, а логическая позиция наследодателя. Если у завещателя есть наследники, готовые продолжить бизнес, то они к моменту отхода от дел владельца уже руководят компанией, и вопрос передачи бизнеса с формальной точки зрения решается дарением компании", - подчеркивает нотариус.
Если наследодатель понимает, что потомки не в состоянии справиться с управлением компанией, продолжает Алексей Комаров, фирма продается и наследники получают деньги или иное имущество. Эксперт уверяет, что становление бизнеса и его наследование - разные вещи, как покупка и продажа. Ведь часто, начиная дело, никто не задумывается о его судьбе после своей смерти. Главная проблема в начале бизнеса - сделать его доходным, уже после этого можно думать о чем-то еще, резюмирует нотариус.
Также некоторые эксперты опасаются, что большое число участников наследственных правоотношений (наследодатели, наследники, душеприказчики, нотариусы) увеличат количество потенциальных судебных споров.