За время действия оценки регулирующего воздействия через нее прошло 4,2 тысячи документов. Рекордным стал август 2015 года, за месяц было выдано 120 заключений ОРВ. При этом авторы документов стараются обойти эту процедуру. Это позволяет сделать прямое внесение документа депутатами Госдумы или законодательных собраний регионов. "Существует практика - то, что нельзя провести через правительство, стараются вносить через депутатов", - поясняет Виталий Злобин, заместитель директора Департамента оценки регулирующего воздействия Министерства экономического развития РФ. Внесенные таким образом документы минуют ОРВ. "Жалко ресурсов, жалко времени, которое тратится на то, чтобы доказать, что нормативный акт вреден государству", - говорит руководитель Экспертного центра при Уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович. Решение этой проблемы есть. "Внести изменения в регламент Госдумы - это наше основное предложение", - заявляет Анастасия Алехнович. Но, по ее мнению, против выступают депутаты, а без их согласия внести изменения в депутатский регламент невозможно. Правда, на днях первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков предложил обязать депутатов готовить специальную экспертизу возможных последствий от введения разработанных ими законопроектов. Жуков обратился к аналитическому управлению нижней палаты парламента и экспертному сообществу с предложением разработать "систему критериев оценки законопроектов, которая включала бы в себя анализ социальных, экономических, политических, демографических и других важных последствий" принятия законопроектов. Результаты проведенной работы могут быть отражены в пояснительных записках к законопроектам.
Информативнее должно быть и финансово-экономическое обоснование разрабатываемых документов. "В законопроектах считают оценку регулирующего воздействия только для бюджета, но не для предпринимателей", - отмечает Алехнович. Многие документы не содержат ни одной цифры в расчетах. Финансово-экономические обоснования пестрят одинаковыми фразами, которые копируются из проекта в проект и гласят, что при реализации документа дополнительного финансирования не понадобится.
ОРВ позволяет реально оценить, во что обойдутся бизнесу предложенные в законопроекте изменения. Виталий Злобин говорит, что без оценки регулирующего воздействия незамеченными могли остаться предложения в 8 раз повысить штрафы для юрлиц, которые не приняли программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; увеличение на 1,5-2 млрд рублей расходов на корректировку проекта газоснабжения по новым правилам доступа к магистральным газопроводам; увеличение на 100 млн рублей ежегодных затрат производителей медицинских изделий.
Впрочем, и качество ОРВ оставляет желать лучшего. При подготовке заключения ОРВ наличие новых расходов госорганов указывается в 1% случаев, альтернативные способы решения проблемы предлагаются только в 4% случаев, наличие новых обязанностей у групп интересов уточняется в 8% случаев, наличие новых обязанностей у органов власти в 10% случаев. "Иногда цель оценочной процедуры - это соблюдение процедуры", - говорит Татьяна Радченко, начальник управления по конкурентной политике Аналитического центра при правительстве РФ. Центром был проведен мониторинг применения процедуры ОРВ федеральными органами исполнительной власти, в котором проанализирована оценка проектов на портале regulation.gov.ru с 1 июля 2014 года по 31 мая 2015 года. Татьяна Радченко, подводя итоги мониторинга, отметила: "На этапе уведомлений о разработке документа предложения поступают только в 21% случаев". По сравнению с первой волной мониторинга (2013-2014 годы) активность обсуждений увеличилась. Раньше предложения на этапе уведомлений о разработке законопроекта высказывались только в 13% случаев. На этапе обсуждения готового проекта закона предложения поступают чаще - в 36% случаев. Практика показывает, что эксперты и представители бизнеса предпочитают обсуждать уже разработанный законопроект, а не предлагать собственные идеи по его созданию и решению обозначенных в уведомлении проблем.
С проблемой низкой активности бизнеса и экспертов в обсуждении проектов нормативных актов сталкиваются и регионы. Опрос региональных органов исполнительной власти, ответственных за проведение ОРВ, показал, что четверть из них считают процедуру ОРВ при разработке регионального законодательства эффективной, две трети указали, что проблемы с внедрением ОРВ есть, но они преодолимы. Применение ОРВ в 90% случаев приводит к изменению формулировок проектов нормативных актов. Хотя в половине случаев это корректировки несодержательного характера.
"Процедура не закрывает процесс, поэтому бизнес не верит в нее", - отмечает Анастасия Алехнович. Многие не участвуют в обсуждении, потому что знают, что отрицательное заключение на документ не запрещает его принятие. "Акт все равно может быть принят, несмотря на отрицательное заключение", - подтверждает Виталий Злобин. Этим отчасти объясняется не слишком активное участие бизнеса и экспертов в подготовке законопроектов. Участники ОРВ устали от обсуждений, которые далеко не всегда приводят к результату.