29.09.2015 00:41
Экономика

Эксперт: Строительная отрасль ищет пути выхода из кризиса

Строительная отрасль ищет пути выхода из кризиса
Текст:  Николай Кошман
Российская Бизнес-газета - Бизнес и власть: №38 (1017)
Анализ результатов опроса руководителей 6,6 тысячи строительных организаций (в том числе 4,5 тысячи представителей малого предпринимательства), проведенный Росстатом во II квартале 2015 года, выявил ухудшение подавляющего большинства основных операционных показателей, характеризующих состояние делового климата в отрасли.
Читать на сайте RG.RU

Данные опроса красноречиво свидетельствуют о продолжении спада в отрасли, причем, исходя из ожиданий руководителей строительных организаций на третий квартал этого года, признаков оживления в ближайшей перспективе не предвидится.

Оформление самовольных построек предложили упростить

Единственным драйвером, который сохраняет отрасль на относительном плаву, остается жилищное строительство, где ежемесячные темпы роста весь прошлый год и в начале 2015 года составляли более 100%. Однако и этот "локомотив" начал тормозить. Объяснения этому очевидны. Строителям необходимо реализовать уже созданный задел жилищного строительства, а в условиях снизившегося платежеспособного спроса со стороны населения сделать это проблематично. Кроме того, все большая доля домашних хозяйств переходит на сберегательную модель поведения, переводя дорогостоящие затраты (покупка жилья, капитальный ремонт, товары длительного пользования и др.) в отложенный спрос до "лучших времен".

К положительным результатам опроса руководителей строительных организаций можно отнести выявленное во II квартале замедление роста как "своих" цен на строительно-монтажные работы, так и "чужих" на приобретаемые машины, механизмы и стройматериалы. Видимо, пик инфляции строительных издержек пройден.

Финансовая стабилизация, наблюдаемая сейчас в экономике, а также постепенная адаптация застройщиков и подрядчиков к новому плато цен и курсу рубля приносят свои позитивные плоды.

Из-за проблем с резким сокращением платежеспособного спроса со стороны госбюджета, корпоративного частного сектора и домашних хозяйств руководители строительных организаций вынуждены для оптимизации издержек сокращать численность занятых. Так, во II квартале почти 30% респондентов сообщили о сокращении численности занятых на своих предприятиях по сравнению с первым кварталом 2015 г., в то же время в 60% организаций сохранился уровень занятости предыдущего квартала.

Строителям необходимо реализовать уже созданный задел жилищного строительства, а в кризис сделать это проблематично

Падает инвестиционная привлекательность проектов. В текущих экономических условиях все сложнее дать оценку стоимости строительных контрактов. В принципиальном пересмотре нуждается Градостроительный кодекс. Для более адекватной оценки стоимости строительства и внедрения новых технологий необходимо пересмотреть морально устаревшие положения многих СНиПов.

На федеральном уровне следует не только оценивать бюджетную эффективность крупных строительных объектов, но и определять в принципе целесообразность для государства и граждан страны возведение подобных мегастроек, считают авторы исследования, подготовленного НИУ ВШЭ.

Из-за высокой степени монополизации отрасли, административных барьеров и коррупционной составляющей государственные заказы, особенно с крупным финансированием, являются прерогативой лишь определенного перечня подрядчиков. Другие строительные организации участвуют в этих проектах, как правило, лишь в "подтанцовках" - в виде субподрядной деятельности.

Но, несмотря на все перечисленные трудности, у строительной отрасли России есть задел, она ищет пути выхода из кризиса и продолжает развиваться.

Сегодня на правительственном уровне решаются вопросы создания нормативной базы в строительстве применительно к современным условиям. В качестве задач, поставленных руководством страны по увеличению объемов строительства и реализации крупных инфраструктурных проектов, решаются вопросы по подготовке к строительству высокоскоростных железнодорожных магистралей Санкт-Петербург - Москва, Москва - Нижний Новгород, Москва - Казань. Нам также важен опыт китайских строителей и проектировщиков в области строительства высокоскоростных железных дорог.

Ассоциация строителей России считает, что в ближайшей перспективе необходимо сконцентрировать свои усилия на следующих направлениях: строительство заводов строительных материалов (цемент, кирпич, стекло, пеностекло, плита OSBI и др.); транспортное строительство, в том числе мостов, тоннелей, аэродромов; строительство скоростных железных дорог и автомобильных дорог. Кроме того, по-прежнему востребованными будут объекты коммерческой и жилой недвижимости, в том числе торговые центры, торгово-выставочные и туристско-рекреационные комплексы; строительство объектов энергетики, а также водоснабжения и водоотведения.

Инфраструктура