О том, что во время Генеральной Ассамблеи ООН министр иностранных дел Сергей Лавров проведет 40-50 встреч, было известно заранее. Однако график главы МИД России действительно поражает. В понедельник вечером после завершения общеполитической дискуссии министр в рамках "шестерки" встретился со своим иранским коллегой Джавадом Зарифом. Обсуждалось выполнение Тегераном заключенных в Вене соглашений. Смысл комментария, сделанного по итогам переговоров главой европейской дипломатии Федерикой Могерини, сводился к удовлетворяющей всех констатации - все идет по плану. В девять утра во вторник состоялась встреча Лаврова с главой НАТО Йенсом Столтенбергом. Стороны обменялись до начала переговоров дежурными вопросами, но без малейшего признака враждебности. Затем прошли переговоры с Могерини. Еще через полчаса министра ждал его немецкий коллега Франк-Вальтер Штайнмайер. Далее без перерыва - беседы с мексиканским и словенским министрами иностранных дел. Потом "квартет" Сообщества латиноамериканских и карибских государств. И снова переговоры с министрами - сначала греческим, а затем финским. Первую половину дня Лавров завершил на коллективной встрече постоянных членов Совета Безопасности ООН с Генеральным секретарем организации Пан Ги Муном. А далее, когда в Москве наступила глубокая ночь, вновь вереница глав МИД - Ливана, Алжира, Гаити, Македонии, Бразилии. Помимо выступлений российского и американского лидеров мировые СМИ обратили внимание на заявления президентов Ирана и Франции. Первый запомнился тем, что обвинил Америку в терроризме. Тогда как второй предложил ограничить право вето членам Совета Безопасности.
В среду на Генассамблее выступил президент Украины Петр Порошенко. О чем он говорил было заранее хорошо известно - интрига заключалась лишь в том, как далеко зайдет украинский спикер в антироссийской риторике. На этой Генассамблее вообще рассуждать об адекватном поведении членов украинской делегации трудно. Сначала во время выступления президента России Владимира Путина они растянули в зале заседаний флаг разбитых под Иловайском подразделений украинской армии, видимо перепутав ООН с Верховной радой. Главе Российского государства выступать это не помешало, а вот уровень собственного дипломатического бескультурья представители Киева продемонстрировали. Не менее странными, если не сказать больше, выглядели и утверждения президента Порошенко о том, что это он предложил реформировать ООН, а остальные лидеры - Германии, Франции и прочие - лишь позаимствовали украинскую идею. В целом на Генассамблее глава украинского государства стремился донести до всех и каждого, как невыносимо тяжело Киеву, но в ответ ждал от собеседников не сочувствия - денег. Неудивительно, что такая бесцеремонность возмущает многие европейские страны. Что касается французской инициативы о добровольном ограничении права вето членов Совбеза, то она остается исключительно французским изобретением. Впрочем, Олланд уже уточнил: ограничения коснутся только срочных мер, необходимых для пресечения массовых преступлений. Однако среди постоянных членов Совбеза эту инициативу поддержала одна Британия.
Не каждый день мимо тебя буквально пробегает президент Соединенных Штатов. А следом за ним уже спешит премьер Британии, потом появляются представители Саудовской Аравии, Турции. Буквально через стенку от переговорной, где проводил во вторник встречи глава МИД России, Барак Обама собрал на полях Генассамблеи так называемый антитеррористический саммит.
Это мероприятие, хотя и состоялось в штаб-квартире ООН, не имело никакого отношения к организации и было призвано пусть на бумаге, но все же продемонстрировать миру лидерство Америки. "Идея США об антитеррористическом саммите подтачивает усилия ООН", - прокомментировал действия Белого дома постпред РФ при ООН Виталий Чуркин. Он назвал американскую инициативу "в принципиальном плане неправильной."
Я дождался завершения антитеррористического совещания. Обама выходил одним из последних. Вид у него был задумчивый...