И только из аэропортов, ворот Москвы, по-прежнему практически невозможно без предварительного заказа уехать на такси цивилизованно и недорого. Изменится ли ситуация в ближайшее время, разбиралась обозреватель "РГ".
"Такси, такси недорого",- первое, что слышит после дальней дороги прилетевший в Москву, проходя на выходе из аэропорта через плотную толпу настойчивых мужчин-подсадчиков. У них работа та же, что и прежде: выловить растерянного пассажира и посадить в машину. Разве что бейджики появились - работают по договору с аэропортом и называются "диспетчерская служба". Ну и стоимость они теперь часто озвучивают до поездки, а не после. "Такси недорого" может обернуться и тремя тысячами рублей, например, от Шереметьево до Москвы, причем это тариф официальный. Небогатый пассажир, услышав эту цифру, скорее всего, пойдет на аэроэкспресс. Альтернативы нет: рядом с выходом стоянка такси формально запрещена, только высадка и посадка пассажиров. Отстаиваются все машины с шашечками на отдаленных бесплатных стоянках, куда с чемоданами при всем желании не дойдешь, да и без чемоданов тоже сложно.
- Сложилась очень неэффективная для всех ситуация, - говорит Норайр Блудян, руководитель Транспортной ассоциации московской агломерации (ТАМА). - Каждый аэропорт заключает договор с отдельными такси-компаниями, имеющими свои диспетчерские. Те задирают цены, потому что надо отдать за "место", комиссию подсадчику и еще оплатить поездку не только в город, но и обратно, потому что обратно, скорее всего, он поедет пустой. А самое интересное, что и водитель стороннего такси, который везет пассажира из города в аэропорт, тоже обратно уедет пустым: шансов, что он получит в аэропорту обратный заказ, даже при работе в большой компании, очень мало.
- Дело в том, что у всех компаний разные "профили", кто-то работает с организациями, то есть корпоративными клиентами, кто-то с частниками, - пояснил "РГ" Дмитрий Киндря, финансовый директор "Мостакси", машины которого выполняют в день несколько тысяч заказов. - Их привычное время отлета-прилета не совпадает. Например, корпоративщики обычно улетают по утрам, а возвращаются вечером, а физлиц в основном возят другие компании. Поэтому половина обратных рейсов у всех - вхолостую. Будь для всех такси единая очередь заказов, это было бы выгодно всем: и таксистам, и аэропорту, и, конечно же, пассажиру. Прилетая, он бы знал, что всегда спокойно найдет такси, а во-вторых, из-за сокращения холостых пробегов можно было бы снизить цены на 10-15%. Аэропорту такая система дала бы возможность навести порядок, да и заработать, сделать рублей по 200 платный въезд в очередь.
Сейчас же таксист без заказа на трансфер в город, если он не привез пассажира, в аэропорт даже не сунется - могут побить или изуродовать машину, да так, что никто ничего не докажет: местные, как говорят сами таксисты, конечно же, неофициально, свято берегут свои "золотые" места и чужаков не пускают. По оценкам ТАМА, только через Домодедово ежемесячно проходит 200 тысяч заказов, по самым скромным подсчетам, порядка 300 тыс. пассажиров во всех трех аэропортах отказываются от поездок на такси из-за дороговизны. Получается, что при желании каждый аэропорт мог бы иметь дополнительно за организованную систему работы такси солидный доход в несколько миллиардов в год. Напрашивается мысль, что интересы отдельных работников не совсем совпадают с интересами самих аэропортов.
"А что же аэропорты?" - интересуюсь я. "Аэропорты молчат", - разводит руками Норайр Блудян. То есть они говорят: "Мы не можем организовывать по правилам авиационной безопасности первую линию для такси". Но ведь существует масса вариантов - отдаленные стоянки, электронная очередь. Пассажир взял талончик и пошел ждать своей очереди в комфортной зоне ожидания, про которую все знают, что она есть. Таксист получил заказ и подъехал через 15 минут. Все довольны, у всех лицензированных равный доступ к инфраструктуре. Его надо сделать обязательно автоматизированным - чтобы шлагбаум открывался только на номера легальных таксистов. В целом для системного решения проблемы, возможно, придется вносить изменения и в федеральное законодательство - как ни парадоксально, но сейчас аэропорты в части организации перевозок автобусами и такси, не считаются транспортной инфраструктурой. Кроме того, придется договариваться и о единой стоимости километра, иначе система просто не будет работать".
"Мы провели несколько совместных совещаний с аэропортами московского авиаузла, - говорит Дмитрий Пронин, замруководителя столичного департамента транспорта. - Попросили убрать агрессивное навязывание услуг, попросили разработать и согласовать с нами единые правила работы и стандарты, предложили им разработать и организовать по уровню европейских сервисов линии такси, чтобы сделать такси современным транспортом, по которому судят город все прилетающие. Пока такие условия не найдены, которые устроили бы всех. Надеемся, что аэропорты нас услышат". Блудян выражается категоричнее: "Они просто перестали отвечать на наши письма. Я уверен, что руководство не в курсе всего безобразия, что творится у них в аэропортах и как кормятся все эти фирмы и отдельные люди. Очевидно, менеджеры среднего и низшего звена доложили о создании служб такси, и все успокоились. Да по большому счету им до них нет дела - доход от аренды "диспетчерских" копеечный". Тем не менее на запросы о работе такси во всех трех аэропортах обозревателю "РГ" ответили очень оперативно.И во Внуково, и в Шереметьево, и в Домодедово "РГ" сообщили, что у них организован беспрепятственный въезд для посадки и высадки пассажиров всех такси, во Внуково сейчас обсуждается возможность строительства парковки, где таксисты могли бы спокойно ожидать клиентов. В Шереметьево отметили, что любые таксомоторные компании могут формализовать свое присутствие в аэропорту, соблюдая установленные правила и тарифы. Выразили и готовность поддержать инициативы, исходящие от дептранса, ТАМА и таксомоторного сообщества , например, по части организации и поддержания стоянки и табло электронной очереди. В Домодедово также подтвердили готовность подключиться к диалогу по организации работы такси.
Затея с первыми линиями такси на вокзалах Москвы тоже оказалась не совсем удачной. Напомню, полтора года назад на пяти вокзалах организовали линию такси, попасть на которую легальный извозчик может по специальной карточке доступа, которую выдают вместе с лицензией. Но стоимость поездки каждый определяет сам и потому какой-нибудь особо жадный таксист может держать всю очередь до бесконечности, пока не найдется особо щедрый клиент. Такси-сообщество между собой о ценах на поездки с вокзалов договориться пока не может. По словам Дмитрия Пронина, в ближайшее время правила работы будут корректироваться, но как именно сказать пока он не смог.