29.09.2015 21:39
Культура

Театр сатиры отметит юбилей Васильевой спектаклем "Роковое влечение"

По ролям актрисы Васильевой можно изучать русский характер
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №219 (6790)
Ямочки на щеках, сияющие глаза. И голос - звонкий, певучий. Такой она явилась на экраны и сразу стала звездой. Сталин, увидев ее в фильме "Сказание о земле Сибирской", спросил: откуда эта прелесть? И тут же дал премию имени себя. Дебютантке, неоперившейся, еще студентке. Вера Васильева потом рассказывала, что премия ее скорее напугала. Можно понять.
Читать на сайте RG.RU
Актриса Вера Васильева
Тарантино рассказал, что до сих пор записывает фильмы на кассеты

Потом, как водится, этот образ заводной простушки-хохотушки к ней прилип, и до сих пор вспоминается именно он. Хотя актриса уже чего только не переиграла. Включая утонченную Графиню в "Женитьбе Фигаро" - спектакле Театра Сатиры, тоже растиражированном телевидением и тоже всенародно любимом. У Бомарше юмор не как у Дьяконова в "Свадьбе с приданым", и в глазах Веры Васильевой теперь бегали чертики - соль земли нашей, то, что соединяет русскую традицию с мировой. А со "Свадьбой" Дьяконова вообще вышло чудо: режиссер Равенских называл пьесу простой, как мычание, но Васильева с партнерами выварила из нее квинтэссенцию русского характера. В нее там все влюблялись, а она несла себя гордо и неприступно, и за простенькими репликами ужас сколько всего прочитывалось. Это тот случай, когда таланты актеров телефонную книгу сделали значительным явлением искусства. И можно сколько угодно потешаться над уровнем пьесы - а спектакль остался шедевром.

Шедевр - и само пришествие Васильевой. Семья ее была далека от театра, корни деревенские, родители - работяги, пережили раскулачивание (две коровы - уже классовый враг!). Деликатесы - картошка, капуста, предел мечтаний - бутерброд с сыром в праздник. Из Москвы ее возили в деревню, еще прежнюю, доверчивую, но себе на уме; там парни ходили с гармошкой и пели очень складно. Запахи чисто отмытых полов, запахи деревни, грибов, березовых веток, запахи России всегда с нею, и, что бы Васильева ни играла, она всегда оставляет впечатление изумительной человеческой чистоты.

Ходченкова: Говорухин хотел, чтобы я поменяла фамилию на Есенину

Правда, детство - все-таки московское, чистопрудное, откуда до театров рукой подать. Первое театральное впечатление - "Царская невеста" на Большой Дмитровке. После чего маленькая Вера учредила в подъезде свой Театр волшебной сказки и стала в нем играть. И эта потребность - уже на всю жизнь.

"Сказание о земле Сибирской" открыло ей дорогу в настоящий театр - Веру Васильеву позвал Театр Сатиры, которому она верна до сих пор. Она там - из первых звезд, но это обусловлено только качеством и масштабом таланта. А ролей - больших и хороших - ей досталось не так много. На нее не делали ставку как на приму. Это "мужской" театр: ставили на Менглета, Миронова, Папанова, Ширвиндта... Актрисы там были всегда классные, но комедий и драм, где в основе женский характер, почти не было. И Васильева реализовала эту потребность излить женскую душу на сцене других театров: с удовольствием играла Кручинину в Орле, Раневскую в Твери, еще одну Графиню, на этот раз пушкинскую, - в Малом, а странную миссис Сэвидж - даже в Театре кукол Образцова. В родном же театре себе в козыри записывает только Анну Андреевну из "Ревизора", Анну Павловну из запрещенного властями "Доходного места" и, конечно, Графиню из "Фигаро". Хотя, конечно, была чрезвычайно хороша и разнообразна в эксцентриаде "Клопа" и "Бани", в сатирическом "Четвертом позвонке", в Селии Пичем из "Трехгрошовой оперы", в "воительнице" Домне Платоновне из Лескова...

Фильм "Воин" с Федором и Сергеем Бондарчуками вышел в российский прокат

В кино ей чаще предлагали играть типажное. Она умеет быть нежной, ласковой, мудрой - стало быть, предлагали много мам. Ее певучий голос может быть пронзительным, хорошо ввинчивается в душу - и она блистательно сыграла интригующую Ласточкину у Элема Климова в "Похождениях зубного врача". В "Сказании о земле Сибирской" Пырьева влюбчивая девчушка из окопов Великой Отечественной перебиралась за буфетную стойку с самоварами, и потом Васильевой не раз приходилось играть в кино скромных женщин с фронтовым прошлым - как, например, в кинооперетте "Звезда экрана". Она вообще идеально вписывалась в стилистику соцреализма, потому что всей натурой выражала стремление к идеалу. К скромности без комплексов. К смелости без наглости. К счастью без пошлости. Ее героини верили, что все будет хорошо - и актриса, похоже, иногда верила тоже. Она неисправимая оптимистка и верный человек - умеет быть счастливой в предложенных обстоятельствах, не ноя о несбывшемся, но осуществляя его всеми возможными способами. И она из тех женщин, которые с возрастом становятся только красивее. Благороднее. Значительнее и неотразимее.

Веру Васильеву всегда обожали зрители - ее невозможно не любить. Броскость, звездность - это не для нее, человек она скромный и на авансцену не пробивалась - возможно, поэтому и не сыграла столь многого, ее достойного. В политическую жизнь не рвалась, а общественную неуспокоенность реализовала там, где не могла молчать - например, в деле защиты животных, которых очень любит, и портрет кота Филимона Штанишкина у нее на почетном месте.

Жаль только, что ее Кручинину и Раневскую не видели в Москве. Жаль только, что мы пока не узнали многие стороны ее бездонного, как мне кажется, и очень доброго, очень щедрого таланта. Это она могла бы сказать со сцены володинское "Любите ли вы театр, как люблю его я?" Не довелось, только думалось постоянно.

К юбилею Веры Васильевой Андрей Житинкин поставил в Театре сатиры "Роковое влечение" - с ролью, которую сама актриса называет чудом и подарком судьбы. И зрители разделят с актрисой счастье, великую ценность которого могут понять только люди, так преданные театру.

Наше кино