01.10.2015 00:43
Экономика

Для привлечения туристов Байкалу нужна ОЭЗ

Жемчужина Сибири должна стать популярным направлением внутреннего туризма
Текст:  Екатерина Дементьева
Российская газета - Спецвыпуск: Территория №220 (6791)
Туроператоры на Байкале отмечают рост числа отдыхающих. Насколько он велик, говорить пока рано, сезон еще не закончился. Но чтобы это направление внутреннего туризма стало по-настоящему привлекательным, необходимо снять ряд глобальных вопросов.
Читать на сайте RG.RU

В 2014 году в Иркутскую область приехало более 1,3 млн туристов (в том числе 45 тыс. иностранных гостей) против 900 тыс. в 2013-м. В этом году Сибирская байкальская ассоциация туризма, объединяющая туркомпании, отели и турбазы, работающие в Иркутской области, еще весной заявила о 30-процентном увеличении спроса на водные круизы по Байкалу. Предварительных заявок было столько, что перевозчикам пришлось вводить дополнительные рейсы. Летом о тех же тридцати процентах прироста сообщил ряд операторов, специализирующихся на внутреннем туризме, главным образом из западных районов России. Сохранится ли эта цифра по итогам сезона и насколько существенно на интересе к Байкалу сказались масштабные пожары, охватившие Иркутскую область и Бурятию в августе, понятно будет в октябре, когда отрасль соберет предварительную статистику. Но совершенно очевидно: курс доллара развернул в сторону Байкала бюджетных туристов.

Как Байкал оказался на грани экологического ЧП

- Возможностей здесь масса. Экскурсионный туризм: Кругобайкальская железная дорога, этнографическая деревня Тальцы, природные памятники в Байкальске и Северобайкальске, наскальные рисунки, шаманские места. Активный отдых вплоть до экстремального: сплавы, конные и пешие походы, - рассказывает Анатолий Казакевич, директор туроператора "Байкалов".

Байкал традиционно входит в десятку самых привлекательных для туристов мест России во всевозможных опросах и рейтингах. Поэтому поток сюда может быть больше, но для этого необходимо решить целый ряд серьезных вопросов. Прежде всего государству необходимо определиться со статусом Байкала: будет ли сделан акцент на строгой охране озера либо все-таки на развитии туризма, но тогда надо пересматривать существующий перечень ограничений. Прежде всего касающихся строительства в центральной экологической зоне дорог, ЛЭП, причалов.

- Центры притяжения на Байкале - познавательного туризма (Листвянка, Ольхон), пляжного - Малое море, Чивыркуйский залив, оздоровительного - источники Шумака и Тункинской долины, - удалены друг от друга. А дорожная инфраструктура оставляет желать лучшего, - признает Вадим Копылов, гендиректор компании Green Express. - И это еще одна проблема, которая тормозит развитие туризма.

Эксперты обсудили проблемы загрязнения Байкала

Третья проблема, как отмечал помощник президента Игорь Левитин, - это транспортная доступность Байкала в масштабах страны. В летний сезон цена на авиабилет Москва - Иркутск - Москва может достигать 90 тыс. руб. в экономклассе. Левитин высказал готовность поднять на Госсовете вопрос о субсидировании авиаперевозок и запуске чартеров.

Привлечь внимание крупных федеральных операторов могла бы туристическая ОЭЗ на Байкале. Хотя она существует восемь лет, и в ней есть четыре резидента, она до сих пор остается на бумаге. В областном правительстве заверяют, что в октябре 2015 года проект должен пройти экологическую экспертизу, а в декабре - Госэкспертизу. После этого можно будет объявлять конкурс на строительство инфраструктуры за счет федерального бюджета.

Врио руководителя агентства по туризму Иркутской области Марина Рожкова напоминает, что концепцией ОЭЗ ТРТ "Ворота Байкала" на первом этапе предусмотрено создание всесезонного курорта на базе действующего горнолыжного комплекса "Гора Соболиная", строительство гостиничного комплекса, формирование инженерной инфраструктуры и благоустройство набережной. В дальнейшем региональные власти планируют расширять ОЭЗ за счет участков на Малом море и Ольхоне, в Листвянке, Кругобайкальской железной дороги.

Бизнес Иркутская область Восточная Сибирь