Энергию для него дают солнечные батареи и ветрогенераторы. Сотрудники ГИБДД считают эту установку уникальной, так как они приспособлена для успешной работы в условиях переменчивой уральской погоды.
Техническая новинка облегчит жизнь жителям деревни Якунчики. Они давно жаловались, что боятся переходить трассу. По Южному обходу краевого центра рядом с этим населенным пунктом ежедневно проносится более 20 тысяч автомобилей. И если днем водители видят пешеходов и своевременно замедляют движение, то в темное время жителям Якунчиков приходится уповать в основном на быстроту своих ног. Между тем, пересекать надо четыре полосы.
Проблема в том, что поставить здесь светофоры оказалось довольно накладно, и сейчас о том, что на дороге в данном месте могут оказаться люди, автомобилистам сообщают лишь дорожные знаки "Пешеходный переход". "Зебра" и вовсе стирается с асфальта за короткий промежуток времени.
- Энергетики запросили с нас за прокладку сети более двух миллионов рублей, - говорит Юрий Мюрюсов, начальник отдела эксплуатации управления автомобильных дорог и транспорта Пермского края. - Это очень дорого, поэтому пришлось искать другой выход.
Было составлено техническое задание с целью осветить пешеходный переход с использованием автономного источника питания. За исполнение взялась одна из пермских фирм.
В результате возле деревни появилась металлическая ферма с установленными на ней светильниками. Первоначально планировалось, что они будут запитаны от солнечных батарей. Но после различных подсчетов разработчики и эксплуатационники пришли к выводу, что на энергию светила надеяться особенно не стоит.
- Все пермяки знают, что солнечных дней в крае довольно мало, - пояснил Мюрюсов. - А зимой бывает так, что месяцами небо закрыто облаками. Поэтому солнечные батареи в таких условиях быстро исчерпают свой ресурс.
В итоге для обеспечения стабильного электропитания системы освещения добавили еще и ветрогенераторы. Затраты на оборудование оказались в два раза меньше, чем на подключение к обычной электросети.
Переход возле Якунчиков уже работает. Чтобы безопасно перейти трассу в темное время суток, достаточно нажать кнопку на опоре - и светильники включатся на пять минут.
- Конечно, это первый опыт, - говорит Мюрюсов. - Главное, что предстоит нам выяснить, хватит ли энергии у этого устройства.
Если установка будет работать без сбоев, то дорожники поставят здесь же светофоры, работающие в режиме мигания желтым светом.
Итоги подведут весной следующего года, и в случае успеха, в котором, впрочем, никто не сомневается, опыт будет распространен на весь Пермский край. В регионе тысячи километров автодорог, на которых находится более трех тысяч пешеходных переходов.
Согласно требованиям закона, все они должны быть освещены в темное время суток. Но из-за отсутствия рядом линий электропередачи это не всегда возможно. А вот автономные светильники помогут решить эту проблему.
Владимир Ощепков, государственный инспектор отдела дорожного надзора УГИБДД Пермского края:
- Надеемся, что подобные меры обеспечат безопасность пешеходов и сократят число автоаварий с их участием. Освещение переходов помогает водителям заметить людей издалека. У организаций, занимающихся этим делом, как правило, не хватает финансов на подобные работы. Но потихоньку ситуация исправляется. И работа в этом направлении у нас запланирована и двигается. Наша задача - сделать освещенными все пешеходные переходы.
Кстати
Существует вероятность, что в ближайшее время в Прикамье перестанут работать системы видеонаблюдения и фотофиксации. Причина в том, что в краевом бюджете на это не заложены средства. Из-за этого может произойти рост числа ДТП. Кроме того, может пострадать бюджет региона, пополняемый в том числе за счет штрафов, которые система выписывает в автоматическом режиме.
Чтобы безопасно перейти трассу в темное время суток, достаточно нажать кнопку на опоре и светильники включатся на пять минут.