- Какая вероятность того, что я куплю в магазине контрафакт? - спрашиваю у исполнительного директора агентства "Автостат" Сергея Удалова.
- Как минимум 1 автозапчасть из 100 - контрафактного производства, - отвечает он.
С одной стороны, это не так уж и много. Действительно, продолжает эксперт, емкость рынка автозапчастей оценивается примерно в 930 миллиардов рублей, соответственно, только 1 деталь из 100 - нелегального производства. Однако несколько лет назад была другая оценка, напоминает Сергей Удалов. И тогда называлась цифра в 20 процентов.
Из этого можно сделать один вывод - максимально точно определить объем контрафакта при такой "вилке" значений не представляется возможным.
Однако есть и другой нюанс. Далеко не во всех случаях установка нелегальной детали на автомобиль приведет к выходу его из строя. Более того, иногда такие детали ничем не отличаются от нормальных. Причина в том, что контрафакт далеко не всегда произведен в самом дальнем гараже ГСК на окраине города на древнем токарном станке. Очень часто это детали, которые на самом обыкновенном заводе делаются, что называется "сверх плана в конце квартала".
- И можно покупать любые запчасти, не сильно обращая внимания на производителя? - продолжаю допытываться я. - Как все-таки отличить контрафактную запчасть от легальной?
- Покупать автозапчасти надо, обращая внимание, во-первых, на цену, а во-вторых, на то место, где вы эту запчасть покупаете, - перечисляет Сергей Удалов.
В идеале это должен быть серьезный магазин, который выдает чек, гарантию на деталь. Нужно смотреть на марку запчасти - если это известный бренд и по адекватной цене, то можно быть уверенным, что вы покупаете легально произведенную деталь.
Конечно, тот факт, что контрафактные запчасти часто делаются после смены на профессиональном оборудовании и потом, неучтенные, попадают в продажу, ни в коем случае не отменяет их незаконности. И те самые 5-8 миллиардов рублей в год, цифра, которую озвучил вице-президент по безопасности и режиму АвтоВАЗа Павел Жукалин, это деньги, налоги от которых не поступят в бюджет.
- Из каких деталей делают контрафактные запчасти? Ведь, по идее, на предприятиях должен быть строгий учет?
- В свое время производство контрафактных запчастей было за счет воровства, - напоминает эксперт. - Думаю, что сейчас ситуация несильно изменилась в лучшую сторону. По крайней мере это точно касается не всех заводов. Однако то, что производство нелегальных деталей не приняло промышленных масштабов, видно и из того самого одного процента.
- И, наконец, как бороться с контрафактом?
Есть три основных момента, перечисляет Сергей Удалов. "Покупатель должен обращать внимание на все те признаки легальных запчастей, которые указаны выше. Второй момент связан с упреждающей деятельностью правоохранительных органов. И, наконец, должен быть постоянный контроль за производством на самих заводах, которые эти запчасти производят", - резюмирует эксперт.