Однако все познается в сравнении, и каждый четвертый считает, что прежний руководитель был лучше нынешнего. Впрочем, не исключено, что, уйдя с поста, он не будет тоже казаться лучше того, кто придет ему на смену - "привычка свыше нам дана..."
Опрос также показал, что руководители относятся к своим сотрудникам лучше, чем работники к руководителям. Худшие черты шефа, по мнению работников, - непрофессионализм, грубость и жадность. А вот руководители чаще уверены: главное, чего не хватает их сотрудникам, это деньги и уже потом - трудолюбие.
- Должен ли шеф знать, что о нем думают подчиненные?
- Безусловно, знать, что думают о нем люди, любому руководителю просто необходимо, - уверена управляющий партнер рекрутинговой компании RichartsMeyer Ольга Демидова. - Ведь конфликты в компании нередко возникают именно в связи с недовольством сотрудников своим руководством. Владея информацией, можно оперативно устранить управленческие ошибки, тем самым повысить эффективность взаимодействия с персоналом. Ведь именно человеческий ресурс является наиболее важным в любой организации. Хорошая команда обеспечит "надежный тыл" руководству, поэтому нужно уметь грамотно выстроить отношения с подчиненными, при этом не забывая и о субординации. Ее отсутствие также может грозить рядом проблем. Повышение уровня лояльности сотрудников к руководителю повышает и уровень лояльности к компании в целом, не стоит забывать об этом.
Чтобы оценить уровень удовлетворенности сотрудников руководством, используются специальные тесты, которые представляют собой ряд утверждений. Сотрудник может согласиться или не согласиться с каждым из них. За каждый положительный ответ начисляется один балл. Оценка производится не только по таким важным параметрам, как компетентность и профессионализм руководителя, умение руководить и взаимодействовать с подчиненными в процессе работы. Учитывается и эмоциональная составляющая - насколько руководитель внимателен к подчиненным и их проблемам. Чем выше итоговая сумма, тем выше реноме руководителя и его влияние на общий успех компании.
- Как же распознать потенциальные лидерские качества при поиске новых управленцев?
- Опытный рекрутер распознает лидера по ряду качеств, и прежде всего это постоянный поиск новых решений, - считает директор по продажам рекрутинговой компании "Бигл" Константин Бряузов. - Потенциальный лидер верит в себя и свое дело, последователен, жёсток в решениях и несет за них ответственность. Лидерские качества молодого кандидата проявляются еще задолго до старта карьеры - он мог быть капитаном школьной команды КВН, старостой группы в вузе и т.п., и рекрутер берет эту информацию на заметку.
Кроме того, для поиска лидеров в общей массе кандидатов часто используются ассесмент-центры. В формате деловых игр и работы с практическими кейсами кандидаты лучше проявляют свои истинные способности. Но лидерами не рождаются, ими становятся под влиянием внешних факторов и среды. Во многих компаниях есть практика создания кадровых резервов из наиболее перспективных и талантливых сотрудников.