Агентство будет назначать из числа своих работников представителя, который будет действовать на основании доверенности.
Документ был подготовлен после произошедших за последнее время банкротств страховых организаций ("Ростра", "Россия", "Восхождение"), в результате которых требования абсолютного большинства конкурсных кредиторов остались неудовлетворенными.
"Мы предлагали заимствовать механизмы, применяемые в процедурах банкротства кредитных организаций, многолетний опыт которых доказал свою эффективность. Кроме того, одинаковые правила банкротства в тех случаях, когда они не обусловлены спецификой страховой деятельности, более эффективны и понятны для участников процедур - конкурсного управляющего, арбитражных судов и кредиторов", - отметили в АСВ.
Ряд предложений, заимствованных из опыта ликвидации банков, уже реализован в проекте, например, отсутствие у АСВ вознаграждения за осуществление своих полномочий. АСВ наделяется правом авансировать затраты, связанные с исполнением возложенных на него полномочий из собственных средств. Это будет способствовать более оперативному проведению мероприятий по формированию конкурсной массы для расчетов с кредиторами. Самостоятельное ведение реестра требований кредиторов АСВ без привлечения реестродержателя также позволит сэкономить средства банкрота.
"Финансовая модель страховщиков гораздо сложнее финансовой модели банков, - подчеркнул заместитель гендиректора СК "Сбербанк страхование" Владимир Новиков. - Поэтому есть опасность, что при механическом переносе накопленного опыта работы с банками на страховщиков качество конкурсного управления будет низким и цель эффективной защиты клиентов и иных кредиторов страховых компаний не будет достигнута". Эксперт обратил внимание на опыт Банка России, который в 2013 году при формировании мегарегулятора включил в свой состав специальный департамент страхового надзора и наполнил его квалифицированными кадрами, а также развил актуарные компетенции внутри новой структуры. "В результате качество регулирования страховой деятельности действительно улучшилось, а не просто стало копией регулирования банков", - добавил Новиков.
Часть предложений АСВ пока в стадии проработки. Это, например, возможность оспаривать сомнительные сделки страховой организации на наиболее раннем этапе начала ликвидационных процедур - на этапе временной администрации. Предлагается также ввести обязанность создавать и хранить резервные копии электронных баз данных об операциях страховщиков, как это реализовано в банках и НПФ. Утрата таких баз данных должна повлечь за собой субсидиарную ответственность менеджмента по долгам страховой компании.