08.10.2015 05:44
Экономика

"Квоты под киль" вызвали споры накануне заседания Госсовета

Поправки в закон "О рыболовстве" могут перевернуть всю систему распределения квот
Текст:  Егор Сурок
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №0 (6797)
Рыбацкое сообщество России бурлит и кипит в преддверии важного для отрасли события - заседания президиума Государственного совета по развитию рыбохозяйственного комплекса.
Читать на сайте RG.RU

Дата его проведения неоднократно менялась: сначала мероприятие наметили на сентябрь, затем передвинули на ноябрь, потом перенесли на начало октября. Но, возможно, оно состоится 19 октября. Стремительно меняется и предполагаемое место грядущего собрания: Мурманск, Владивосток, Южно-Сахалинск, Москва, Астрахань…

Многие связывают эти "колебания времени и пространства" с тем, что накануне заседания госсовета резко разошлись позиции властей и определенной части рыбопромышленников по поводу поправок в закон "О рыболовстве", подразумевающих введение "квот под киль", или, как их еще называют, "квот господдержки", для стимулирования обновления добывающего флота.

Дальневосточные рыбаки смотают дрифтерные сети

Концепцию "квот под киль" министерство промышленности и торговли РФ выдвинуло еще в 2012 году. С тех пор споры вокруг этой идеи не утихают. В ведомстве считают, что "нужно предусмотреть определенные преференции при распределении квот на вылов морских биоресурсов для тех, кто является собственником новых промысловых судов, построенных на территории Российской Федерации". Еще ранее минсельхоз выступил с инициативой выделять для владельцев новых траулеров, сошедших с отечественных верфей, дополнительные квоты вылова. Такие лимиты, согласно предлагаемому проекту, должны даваться и российским компаниям, которым принадлежат на правах собственности или на основании договора лизинга построенные в России новые рыбопромысловые суда.

На эти меры стимулирования предполагается направить 20 процентов квот, которые сейчас распределяются по историческому принципу. То есть тем, кто не будет вкладывать средства в новые суда отечественного производства, придется поделиться лимитами. С чем согласны далеко не все. Так, двенадцать крупнейших рыбопромышленных ассоциаций страны написали на сайт regulation.gov.ru, на котором шло публичное обсуждение данных изменений в закон, отрицательные заключения, они считают поправки разрушительными и коррупционными. На недавнем расширенном заседании Камчатского рыбохозяйственного совета общественность единогласно выступила против предлагаемых Росрыболовством нововведений.

Руководитель рабочей группы по подготовке к Госсовету, губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко ожидает, что вопрос о "квотах под киль" окажется центральным на заседании, какая бы из первоочередных задач развития отрасли ни рассматривалась - будь то обновление рыбопромыслового флота, инвестирование в развитие береговой переработки, повышение глубины переработки производимой продукции или насыщение внутреннего рынка отечественными рыбными продуктами. Наиболее острым было, по словам Кожемяко, и обсуждение принципа "квоты под киль" на последней встрече рабочей группы.

- Но все присутствующие сошлись на безусловном преимуществе "исторического принципа" распределения квот рыбным предприятиям. Также прозвучало общее мнение о том, что именно выделение квот на 25 лет позволит рыбопромышленникам спокойно работать на перспективу, самостоятельно решать вопросы приобретения и модернизации флота, создавать рабочие места и заниматься инвестициями в собственное развитие, - констатировал он.

Мнения

PRO

Павел Островский, главный эксперт Института региональной экспертизы:

На Сахалине появится рыбная биржа

- Износ подавляющего большинства кораблей приближается к критическим 80 процентам. В этой связи глава минсельхоза Александр Ткачев уже заявил, что, хотя инициатива Росрыболовства об изменении политики предоставления квот вызывает бурную дискуссию, тем не менее "строить рыбакам флот в России придется". Очевидно, что государство должно взять на себя контроль строительства новых верфей. Модернизация уже выпущенных судов никак не решит проблем: в старые корпуса в этом случае должно поместиться современное оборудование, которое обладает характеристиками, превышающими проектные - как по массе, так и по энергетической нагрузке и многому другому, а это нарушит безопасность мореплавания. К тому же многие рыбопромышленники предпочли не участвовать в обсуждениях, объясняя это тем, что в России нет ни достаточного количества проектов, ни подходящих верфей. А перепрофилирование имеющихся или строительство новых будет стоить дорого.

Илья Власенко, директор по корпоративным коммуникациям "Русской рыбопромышленной компании":

- Имевшиеся ранее надежды на "исторический принцип" как достаточную мотивацию для обновления рыбопромыслового флота не оправдались. Без дополнительного стимулирования и четкого контроля за 11 лет его применения построены единицы судов и ни одного крупнотоннажного траулера.

Будущие резервные квоты можно получить несколькими путями. Во-первых, за счет изъятия в законном порядке квот у российских предприятий, находящихся под контролем иностранных лиц. Во-вторых, за счет "квотных рантье". Также есть свободные не осваиваемые объемы и возможность уменьшения значительно завышенной квоты добычи ВБР для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях.

Макс Фишман, эксперт рыбной отрасли:

- Рыбаков напугали "квоты господдержки", подразумевающие преференции тем компаниям, которые строят флот в России. Потому что эти самые квоты под новые суда должны выделяться за счет тех, кто уже к этим квотам прикипел, сроднился с ними за десять лет и расставаться с ними не желает. И забыли между делом, что квоты - это государственный ресурс, который государство кому считает нужным, тому и дает.

Противники инициативы заявляют о явно завышенных требованиях рыбодобытчиков, забывая при этом упомянуть, что по вносимым предложениям государство выделяет квоты на паритетных началах: половину для окупаемости судна дает государство, половину - сам рыбодобытчик, из своих же собственных квот.

Механизм господдержки судостроения довольно прозрачен: если предприятие построило судно и ввело его в эксплуатацию, то ему выделяется квота господдержки. Срок закрепления квоты, по мнению разработчиков нового закона, - десять лет. Этого достаточно для окупаемости судна.

Пока рыбаки спорят между собой кто прав, кто виноват, проект "квоты под киль" или "квоты господдержки" обретает реальные очертания. Объединенная судостроительная корпорация представила шесть готовых проектов рыбопромысловых судов и четыре верфи, подходящие для строительства.

CONTRA

Почему каждому россиянину перепадает только 20 граммов краба в год

Владимир Галицын, врио заместителя председателя правительства - министр рыбного хозяйства Камчатского края:

В проекте поправок к закону есть нормы, которые теоретически удовлетворили бы интересы промышленников и могли бы способствовать развитию отрасли. Например, нормы по поддержке прибрежного рыболовства. Однако мы полагаем, что все эти плюсы - просто для того, чтобы обеспечить поддержку данному законопроекту. Мы боимся, что остальное в итоге повлечет передел в сфере рыбодобычи. Губить одну отрасль в угоду другой мы не дадим. Безусловно, надо строить, но есть другие способы поддержать отечественное судостроение. В текущих экономических и политических реалиях крайне опасно ставить подобные эксперименты над динамично развивающейся отраслью и производствами.

Владимир Латынцев, гендиректор компании "Поларис":

- Я считаю, что такие новаторские предложения нужно даже не допускать к обсуждению, от них нужно просто отказываться. Есть закон, по которому мы работаем. За пять лет в нашей компании количество судов выросло с двух до восьми. Это ли не доказательство эффективности работы действующего законодательства?

Григорий Полукаров, гендиректор рыболовецкой артели "Народы Севера":

- Мы изначально в прибрежной зоне ловим рыбу маленькими судами, типа МРС (малый рыболовный сейнер). Нам строить, например, не надо. Мы покупаем сейнер, ставим его на ремонт с октября по май, меняем корпус, двигатели, радиооборудование - полностью делаем новый пароход, вкладываем в него 20 миллионов рублей. Металл российский, сварщики наши, все остальное тоже отечественное. Можно сказать, что мы построили новый пароход или нет? А на судоремонтном заводе судно строят 1,5 года. За новый МРС надо заплатить 250 миллионов.

Георгий Мартынов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья:

- Концепция "квот под киль" - это в любом случае полумера. Первое - не решен вопрос финансирования: кто будет выделять средства на строительство новых судов? Маленькие рыболовные компании, у которых нет для этого возможностей, должны умереть? А как же разговоры о социальной направленности, особенно про развитие прибрежного рыболовства и береговой рыбопереработки на Камчатке и Сахалине, где все держится на рыбацких поселках? При текущем курсе валют и стоимости крупнотоннажного судна (по самым скромным подсчетам) в 65-70 миллионов долларов немногие предприятия смогут построить хотя бы одно судно, не говоря уже о серии.

Эта мера поддержки имеет право на существование, на обсуждение, но она должна подкрепляться четкой госполитикой. Подчеркну - государственной политикой по строительству флота. Такая политика должна выражаться, первое, в финансировании или предоставлении каких-то государственных гарантий, пусть под те же квоты. Второе - нужна господдержка тем судостроительным заводам, у которых сегодня фактически нет опыта строительства рыбопромыслового флота. А сейчас "квоты под киль" все считают синонимом выражения "оттяпать часть ресурса".

Ресурсы Госуправление Камчатский край Магаданская область Приморский край Сахалинская область Хабаровский край Дальний Восток Государственный Совет