- Проект единой визы существует, и проект неплохой, - сказал Дмитрий Анатольевич, выступая перед журналистами. - Я не думаю, что ее введение изменит конструкцию перемещений людей по нашим государствам, но если хотите - это новое юридическое качество, которое заключается в том, что мы создаем маленький шенген на двоих". По словам Медведева, в случае если будет достигнуто межгосударственное соглашение о единой визе, то общие правила станут применяться при въездах и выездах на территории обеих наших стран.
- Почему это важно? - задался вопросом российский премьер и ответил так: "Потому что международная эмиграционная практика очень сложна, и мы бы очень не хотели, чтобы перед нашими странами возникли проблемы, которые сегодня возникли в Европейском союзе. Унификация правового пространства, в том числе визовых решений, имеет большое значение. Это не будет означать утраты суверенитета в отношении персон грата и нон грата: если кто-то кого-то не хочет видеть у себя, то и не увидит".
Дмитрий Анатольевич уточнил, что, например, в шенгенской зоне действуют точно такие же правила: лицо, получившее общую на несколько стран визу, может въехать без проблем исключительно на территорию одной, если в других его видеть не желают.
Впрочем, это детали. А пока общий вопрос: что же означает введение единой визы для граждан Союзного государства?
Если последовать примеру Дмитрия Медведева и продолжить аналогию с шенгеном, то картина такая: единая виза позволит иностранцам, посещающим Беларусь, въезжать в Россию и, наоборот - приехавшим в Россию свободно перемещаться по территории наших соседей.
Идея единой союзной визы родилась не сегодня. Напомним, что еще пять лет назад в ноябре 2010 года в ходе объединенной Коллегии пограничных ведомств Беларуси и России, проходившей в Пскове, этот проект активно обсуждался. Было, в частности, заявлено, что погранведомства двух государств доработают документ по общей визовой политике и представят его на рассмотрение президентам. Кстати, к тому времени Беларусь и Россия уже начали обмениваться базами данных по "невъездным" гражданам. Впрочем, по мнению пограничников, этого на тот момент было недостаточно для решения вопроса безопасности внутренней границы, и они продекларировали необходимость уделять этому больше внимания.
На протяжении пяти минувших лет вопрос единой визы неоднократно поднимался на самых разных уровнях союзных структур, включая Совет Министров.
Большим сторонником идеи является и Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. По мнению Госсекретаря, это непростые вопросы, связанные с движением мигрантов из третьих стран, движением представителей бизнеса и официальных лиц, которые хотели бы иметь не просто визы России или Беларуси, а визу именно Союзного государства. И над этим следует работать.
Свой комментарий на эту тему дал и МИД России.
- План действий по введению единой въездной визы в рамках Союзного государства сейчас разрабатывается, этот проект потребует значительных усилий и инвестиций, - сообщил журналистам замглавы российского МИДа Сергей Рябков 1 октября 2015 года. - Движение к общему визовому пространству России и Белоруссии - это естественный, нужный процесс, но даже до этого уровня интеграции потребуются этапы, которые формулируются в разрабатывающейся сейчас "дорожной карте". И первым шагом в рамках реализации общего визового пространства будет договоренность о взаимном признании виз России и Белоруссии, по сути, соответствующая шенгенскому формату взаимодействия.
По словам Сергея Рябкова, общая виза возможна, "однако это подразумевает общую базу данных, общий пограничный контроль и многое другое. Это весьма отличается от того, что существует сейчас, требуются значительные инвестиции и изменения. Поэтому, не отказываясь от этой цели, мы должны пройти предшествующие ей этапы". Впрочем, по его словам, общая виза в прямом смысле является редким явлением в консульской практике. "Даже такие страны, как участники ЕС, имеют не общую визу, а единое визовое пространство", - заметил дипломат.
Случайно или нет премьер-министр России вновь поднял эту тему? Что может означать это неожиданное напоминание о проекте?
С этими вопросами мы обратились к начальнику Департамента правового обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Лейле Котиевой.
Лейла Котиева: Напоминание премьер-министра РФ означает, что проект Соглашения о единой визе очень серьезно обсуждается. Над текстом его серьезно работают МИДы Беларуси и России. Эта тема на контроле у Государственного секретаря. То есть работа активно ведется.
Лейла Идрисовна, нам хотелось бы уяснить юридическую сторону дела. Пришлось слышать такие суждения: если, допустим, российского гостя не хотят видеть в Беларуси, то ему не видать визы и в Россию. Но из слов Дмитрия Медведева следует, что лицо, получившее общую на две страны визу, все же может въехать без проблем на территорию одной страны, если в другой он объявлен персоной нон грата.
Лейла Котиева: Нет, нет, здесь не нужно изобретать велосипед. Если человек является персоной нон грата, например, в Беларуси, он может получить только российскую национальную визу.
То есть, другими словами, в случае введения единой визы Союзного государства сохранятся и национальные визы?
Лейла Котиева: Конечно. Это две разные визы. Когда иностранец получает национальную визу в одно из двух наших государств, его непременно предупреждают, что если по этой визе он попытается отправиться в гости к нашему соседу, с которым у нас граница фактически прозрачна, то вся ответственность за это ляжет на его плечи. Такое продолжение путешествия будет уже чревато уголовной ответственностью.