12.10.2015 17:30
Кинократия

Как вдова Стива Джобса пыталась сорвать съемки фильма о нем

Текст:  Петр Фомин
9 октября состоялась мировая премьера биографической ленты "Стив Джобс" Дэнни Бойла - фильма, в связи с которым вдова основателя Apple Лорен Пауэлл с угрозами звонила Леонардо Ди Каприо и Кристиану Бэйлу, Финчер запросил гонорар в 10 миллионов долларов, а председатель Sony Эми Паскаль рассорилась со всеми членами съемочной группы. Кино уже назвали "смехотворным" в корпорации Джобса, но похвалили критики; Россия картину увидит только 1 января, а пока мы расскажем, как складывалась нелегкая судьба байопика на протяжении нескольких лет странной "закулисной войны".
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Стив Джобс"

В декабре прошлого года, когда проект уже перешел из рук Sony в Universal, топ-менеджер Sony Pictures Эми Паскаль - по сути, главный виновник столь долгого простоя в производстве - принялась извиняться за допущенные в личных переписках оскорбления в адрес Анджелины Джоли, Барака Обамы и пр. Таким образом она пыталась восстановить свою репутацию после грандиозного хакерского взлома Sony - но все равно ушла в отставку в мае следующего года. В частности, продюсеру картины Скотту Рудину ("Шоу Трумана", "Отель "Гранд Будапешт") она написала: "В том, что случилось, - целиком и полностью моя вина. Уметь разглядеть лес за деревьями и блокировать временную шумиху изнутри и снаружи проекта - это моя работа. Амбициозность, продиктованная размером бюджета, - не то оправдание, которое мы можем предложить зрителю, жаждущему увидеть фильм".

"Душа шпиона": неубедительная производственная драма в эстетике 90-х

Что же такого случилось в производственном процессе картины, за что Паскаль извиняется сокрушенным тоном? Дело в том, что с самого начала стадии пре-продакшна - фактически, с октября 2011-го, когда основатель Apple скончался, - вдова Джобса Лорен Пауэлл обращалась в голливудские студии с увещеваниями не запускать фильм в производство. В списке тех, кому она успела позвонить, также оказались Леонардо Ди Каприо и Кристиан Бэйл. Ни тот, ни другой на просьбу Лорен не отреагировали, оба по-прежнему выражали заинтересованность в съемках вплоть до осени 2014-го - крайней точки, в которой нерешительность Паскаль в переговорах привела к поочередному выходу актеров из проекта.

Позднее, когда на роль Джобса будет пробоваться Майкл Фассбендер, Паскаль начнет оправдывать постоянное оттягивание начала съемок своими сомнениями насчет уместности его кандидатуры, при этом уверяя, что непременно дала бы проекту зеленый свет, если бы получила согласие Ди Каприо или Бэйла. Еще позднее, после перехода "Джобса" в распоряжение Universal, продюсер Скотт Рудин напишет ей: "Вы вели себя отвратительно. Пройдет еще много, очень много времени, прежде чем я смогу забыть, что вы сделали с фильмом, и через что нам пришлось пройти благодаря вам".

"Пэн: путешествие в Нетландию" открывает мир, где пираты поют Nirvana

Но Паскаль затянула переговоры не только с Бэйлом и Ди Каприо. Изначально проект должен был возглавить Дэвид Финчер, с которым Рудин и сценарист Соркин уже работали на съемках "Социальной сети". Однако известный своим авторитарным поведением режиссер не только затребовал 10 миллионов долларов авансом, но и захотел иметь полный контроль над рекламной кампанией. Для осуществления проекта он запросил у Sony 45 миллионов. Компания долго переминалась с ноги на ногу и, в конце концов, решила не прибегать к услугам Финчера.

Его место вскоре занял британский режиссер Дэнни Бойл ("Миллионер из трущоб"), которого привел в восторг своеобразный сценарий Соркина - и в особенности то, как в сюжете осваивалась территория отношений Джобса и его первой дочери Лизы. Чуть позже к проекту примкнул и Майкл Фассбендер.

В кандидатуре "ирландского актера с немецким происхождением" сомневалась не только Эми Паскаль - опасения были озвучены также продюсером и сценаристом. Рудин называл Фассбендера "замечательным актером", но не был уверен в том, подходит ли он на роль Джобса. Соркин же попросту не смотрел ни одного фильма с участием ирландца. "Я не видел "12 лет рабства". Не видел "Бесславных ублюдков". Не смотрел "Стыд" и "Люди X". Так что я прямо сказал нашему кастинг-директору: "Пришлите мне все фильмы с участием Майкла Фассбендера", - рассказал сценарист.

Ознакомившись с творчеством актера, Соркин сильно пожалел о своих отповедях в переписке с Паскаль и даже решил написать "новому Джобсу" письмо с извинениями: "Дорогой Майкл! Боюсь, Вы не могли не прочитать, что я не хотел Вас видеть в этой роли, - писал Соркин актеру после перехода переписок в общественное достояние. - Пожалуйста поймите, когда я отправлял то письмо, я не был знаком с Вашими работами…" Актер ответил лаконично: "Спасибо, я ценю это".

"Марсианин": земляне не сдаются и своих не бросают

Кстати, это не единственный случай в производственном процессе фильма, когда Соркину пришлось забрать свои слова обратно - на раннем этапе он также вступил в словесную перепалку с нынешним генеральным директором Apple Тимом Куком, упрекнувшим последние ленты о Джобсе (в частности, "Империю соблазна") в оппортунизме. Соркин отреагировал неожиданно яростно: "Если у Вас есть в Китае завод по сборке мобильных телефонов, эксплуатирующий детский труд за 17 центов в час, у Вас должно быть много дерзости, чтоб называть кого-либо оппортунистом". Позднее Соркин признал, что в своем высказывании он "зашел слишком далеко".

Съемки нового байопика про Стива Джобса начались 28 января текущего года и проходили, по настоянию Бойла, в Сан-Франциско, чтобы команда создателей могла лучше прочувствовать "мифологическую сущность" Кремниевой долины. Помимо Фассбендера, в актерском составе фильма были замечены Сет Роген, Джефф Дэниелс и Кейт Уинслет, играющие близких друзей и коллег Джобса - Стива Возняка, Джона Скалли и Джоанну Хоффман соответственно.

Действие в фильме разбито на три части, концентрирующиеся вокруг важных отправных точек в истории корпорации - презентаций персональных компьютеров Macintosh (1984), NeXT (1988) и моноблочного iMac (1998).

Камерное по своей сути и построенное исключительно на диалогах кино длительностью сто двадцать минут должно смотреться как вызов устоявшейся норме "успешного байопика" последних лет. Насколько такая форма может быть интересной и смотрибельной - российский зритель узнает 1 января 2016 года.

В фокусе