Минтруд подготовил законопроект, по которому социальную поддержку будут оказывать исходя из соблюдения принципа адресности и нуждаемости. Документ вносит поправки во множество законов.
Таким образом, изменение подходов к распределению льгот и пособий коснется многих россиян - от работников таможни и прокуратуры до "чернобыльцев", ветеранов, сельских медработников и семей с детьми. Например, пособия на детей перестанут быть ежемесячными и доступными каждому. Их размер, периодичность выплаты, уровень индексации, а также критерии для получателей будет определять регион с "применением критериев нуждаемости".
То же касается и компенсации за детский сад. Сейчас ее гарантировано получает один из родителей - не менее 20 процентов от суммы платы за присмотр и уход за детьми в детском саду на первого ребенка, не менее 50 процентов - на второго и не менее 70 процентов - на третьего и последующих детей.
В законопроекте минимальные пороги в 20, 50 и 70 процентов остаются, а вот получать компенсацию будут только "нуждающиеся" родители. Причем на вопрос, что значит "нуждающиеся", в законопроекте ответа нет. Параметры для попадания в эту категорию будут определять регионы. И, видимо, в каждом они будут свои.
Передача решения столь важного вопроса на откуп регионам стала одним из моментов, настороживших социальных партнеров - представителей работников и работодателей, рассмотревших документ на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
По мнению представителей Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики, критерии нуждаемости необходимо установить на федеральном уровне, а регионам - дать право их корректировать, но не в сторону снижения. А, напротив, - в сторону расширения списка льготников. Наличие такого федерального "барьера" не позволит органами власти субъектов свести на "нет" пособия и компенсации людям, считают работодатели.
Того же мнения придерживается проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Отсутствие федеральных критериев приведет к тому, что россияне, находящиеся в примерно одинаковом материальном положении, но живущие в разных регионах, будут иметь разные права, даже если эти регионы имеют примерно одинаковую бюджетную обеспеченность. Но в одном будут "щедрые" критерии нуждаемости, а в другом - "скудные".
Кроме того, такая мера, как компенсация расходов на детсад "избранным" семьям, может сыграть недобрую шутку и с демографией, и с выводом на рынок труда молодых мам.
"Во-первых, возрастающий размер компенсации для вторых, третьих и последующих детей изначально был введен как мера, стимулирующая семьи к рождению детей. Во-вторых, если семья будет иметь доход чуть выше, чем предполагают региональные критерии, то матери будет дешевле вообще не выходить на работу. А получить компенсацию за детсад и пособие по бедности. Таким образом, число получателей льгот и нагрузка на региональные бюджеты только увеличится", - считает Александр Сафонов.
Напомним, что сейчас в России бедным (малоимущим) считается тот, чей доход меньше прожиточного минимума в регионе: для детей, пенсионеров и работающих. Средний прожиточный минимум в России в первом полугодии, по данным Росстата, составил около 10 тысяч рублей в месяц. И сейчас малоимущими в нашей стране можно считать примерно 22 миллиона человек или более 15 процентов населения.
Отдельная статья законопроекта посвящена закону о ветеранах. Если сейчас для получения звания "ветеран труда" достаточно иметь страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости (по закону это 15 лет) и ведомственную награду, то по законопроекту для получения звания придется потрудиться женщинам не менее 20 лет, а мужчинам - 25 лет.
Кроме того, государство планирует ввести "квоту" для ведомственных знаков отличия. Сейчас их получает более 600 тысяч человек в год, и региональным бюджетам становится трудно "содержать" столько ветеранов, поскольку все выплаты и компенсации финансируются именно из бюджетов субъектов. Также законопроектом отменяется такое звание, как "ветеран государственной службы".
Поправки, посвященные "чернобыльцам", предполагают, что право на льготы получат люди, постоянно проживавшие или работавшие в зоне радиоактивного загрязнения - один год в зоне отселения, три года в зоне с правом на отселение, четыре года в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
"Это предложение обусловлено многочисленными злоупотреблениями со стороны граждан при регистрации по месту жительства без фактического проживания на загрязненных территориях, что позволяет пользоваться мерами социальной поддержки", - говорится в пояснительной записке к документу. Законопроект еще не внесен в Госдуму. Пока он проходит обсуждение на разных площадках. На Российской трехсторонней комиссии многие его новеллы уже не поддержали.