15.10.2015 00:41
Общество

В дорожной отрасли назрела проблема дефицита специалистов

Отрасль может столкнуться с дефицитом специалистов
Текст:  Инна Зубарева
Российская газета - Спецвыпуск: Дорожное строительство №232 (6803)
Проблема дефицита квалифицированных кадров в дорожной отрасли становится все актуальнее.
Читать на сайте RG.RU

Объемы строительства растут, рынок труда в этой отрасли нуждается в квалифицированных специалистах все больше, а выпускается их все меньше. Выпускники отраслевых вузов не желают работать на дорожных стройках, так как это непрестижно.

Эксперты уверены: выход из сложившейся ситуации есть. Нужно повышать престиж профессий, обеспечить конкурентный уровень зарплаты и привлекать на стройки именно молодых специалистов, способных применять инновационные методики.

Крымскую "дорогу жизни" отремонтировали на глазок

Национальный строительный комплекс требует огромного количества квалифицированных кадров, но за неимением таковых вынужден довольствоваться теми, какие есть, говорят в один голос эксперты. Основной вуз, который готовит кадры для отрасли дорожного строительства, - Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), дорожно-строительный факультет. Но он выпускает в основном менеджеров и управленцев, а не "рабочие руки".

При этом количество среднеспециальных образовательных учреждений (в которых готовят как раз "рабочие руки") сокращается. В 2002 году в Москве было около 46 строительных колледжей, в 2014-м - около 10. Причины сокращения - недобор студентов, недостаток финансирования.

"Рабочие, строительные, автодорожные специальности по-прежнему менее престижны, чем финансовые, юридические, экономические, - говорит Дмитрий Котровский, партнер девелоперской компании "Химки Групп". - Несмотря на то что найти работу юристу с высшим образованием без опыта сегодня объективно сложнее, чем выпускнику среднеспециального строительного образовательного учреждения. Все еще сохраняется негативное отношение молодежи к рабочим строительным специальностям, как к непрестижным, неперспективным, отсталым, пыльным. Кроме того, даже высшее образование не гарантирует трудоустройство, поскольку рынок труда затоварен демпингующими в своих зарплатных ожиданиях кадрами из ближнего зарубежья, квалификация которых оставляет желать лучшего. В итоге строят и реконструируют российские дороги отнюдь не россияне".

Российские проекты по безопасности на дорогах стали лучшими в Европе

Бизнесу выгоднее получить готового умелого специалиста, чем рисковать и вкладываться в обучение молодых кадров. Решением могло бы стать создание бизнесом целевой программы подготовки кадров для учебных заведений. Не помешала бы помощь в прохождении практики, гарантированное трудоустройство для перспективных выпускников.

"Ряд предприятий сегодня готовят кадры под собственные нужды, заключая договоры с вузами и профильными образовательными учреждениями. Однако это делают только крупные компании, малый же бизнес лишен доступа к подобному ресурсу", - говорит Никита Исаев, директор Института актуальной экономики.

Владимир Калинин, руководитель Группы компаний "АБЗ-1" рассказывает, что в межсезонье обучить, например, машиниста асфальтоукладчика невозможно - дорожные работы зимой не проводятся. А в сезон попросту некогда. По его мнению, необходимо создать учебные комбинаты, где можно было бы учить или переучивать кадры.

"Мы сотрудничаем с учебными заведениями, принимаем студентов на практику, входим в состав экзаменационных комиссий, чтобы приглашать способных и мотивированных выпускников на работу. Но в "профильных" вузах - СПб ГАСУ и СПб ПГУПС студенты перегружены общеобразовательными дисциплинами, мало получают практических знаний и навыков", - говорит Владимир Калинин.

Выпускники отраслевых вузов не желают работать на дорожных стройках, так как это непрестижно
Голодец: В российских компаниях слишком низкие зарплаты

Основной недостаток современных выпускников - недостаточный уровень практической подготовки и неумение применять полученные знания в реальной работе. Тех 20-30 дней практики, которую проходят студенты на строительных объектах, явно недостаточно. Нужно организовывать практическое обучение в течение нескольких лет, которое может проходить в различных формах. Это могут быть выездные практические семинары на предприятия и объекты строительства, деловые игры, научно-практические конференции с участием практикующих инженеров и строителей и др.

В общем, самое главное сегодня - поднажать и поработать над популяризацией профессии. Без хорошей рекламы, без демонстрации возможностей работы проектировщиком или инженером в крупной компании бизнес просто не привлечет специалистов в отрасль. Нужен комплексный подход в масштабах страны. Повышать престиж профессии хорошо бы еще в школе, чтобы ученики в раннем возрасте определялись со своим будущим. Для этого нужно устраивать экскурсии на предприятия, проводить лекции, старших школьников приглашать на практику и т. д.

"Для школьника или выпускника вуза важно отождествлять свою профессию с успешностью, популярностью в обществе, инновационностью. На это также нужно делать ставку. Студент должен понимать, что, поступив на предприятие после института, он в течение 7-8 лет сможет дорасти, например, от инженера до ГИПа. А это и довольно высокая зарплата, и премии по итогам реализации проектов. В итоге к 28-30 годам существует реальная возможность приобрести квартиру, дом, хороший автомобиль. Особенно с учетом развитого кредитования. Если этим не заниматься, то мы в дальнейшем, как и в прошедшие 20 лет, будем испытывать реальный дефицит кадров. Причем не только в автодорожном строительстве, но и в целом в промышленности", - говорит Владимир Ступников, президент iMARS, член РСПП, директор по связям с общественностью Национальной Ассоциации Инжиниринговых Компаний.

Минобрнауки: У будущих иженеров самый высокий уровень трудоустройства

По данным Аналитического центра HR Data, 70 процентов выпускников, получивших образование по строительным профессиям, работают в строительной сфере по полученной или смежной специальности. При этом общая статистика рынка говорит, что только 35-40 процентов выпускников российских вузов работают по полученной профессии.

"Работа в дорожном строительстве - это нелегкий труд, для большинства специалистов это работа "в поле" (на объекте), а не в теплом офисе. Проживание часто не дома, а в общежитии. Поэтому популяризация профессий здесь во многом будет зависеть как от зарплаты, так и от условий труда и отдыха для работников. Пока же мы видим, что средний уровень зарплат в строительстве уступает среднему уровню зарплат в целом в экономике. По данным Росстата, в июле 2015 года среднемесячная начисленная зарплата в строительстве составила 30,8 тысячи рублей, тогда как в целом по всей экономике - 33,9 тысячи", - говорит Валерия Чернецова, руководитель консалтингового направления Аналитического центра HR Data.

Образование