Собственно, вариантов здесь немного: "так себе", "страх Божий" или "крутая тачка".
У профессиональных водителей, конечно, иной взгляд на облик техники. Насколько важен дизайн авто в коммерческих перевозках, должны ли отличаться "мордочки" магистральных и развозных грузовиков, "РГ" решила выяснить у экспертов рынка.
Два самых важных параметра при покупке нового авто - стоимость ТС и его владения. Именно из этих двух показателей и складывается основной спрос, считает замгендиректора Русского АвтоМотоКлуба (РАМК) Андрей Барсуков. Критерий дизайна идет уже после них, он хотя и является важным, но не основным. При попытках провести связь между дизайном (например, в части аэродинамичности) и экономичности использования - мы не увидим никакой существенной зависимости этих параметров, что еще раз подчеркивает, что стоимость владения может быть снижена совсем из-за других параметров.
"Относительно различий кабин магистральных и городских грузовиков можно отметить основное: для дальнобойщиков она является "домом на колесах", а для развозников - "рабочим местом". Соответственно, от этого и зависит уровень создаваемого автопроизводителями дизайна и комфорта. Первые более объемны и предусматривают комфортное пребывание внутри одного или даже двух водителей в течение длительного времени, а вторые более компактны", - добавил представитель РАМК.
"Определенные дизайнерские приемы, рассчитанные на компьютерах, позволяют сегодня уменьшить расход топлива грузовика, правильно "распределив" встречные потоки воздуха, не допустить попадания большого количества грязи на боковые поверхности кабины и зеркала, подвести потоки воздуха для охлаждения радиаторов. Современный дизайнер даже ступени в кабину проектирует так, чтобы они соответствовали параметрам человека. А у грузовиков повышенной проходимости были удобными не только для туфель водителя, но и для резиновых сапог", - считает руководитель компании OLMDesign Юрий Барабанов.
А вот для сервисных компаний, размещающих на кузове авто логотип и слоган фирмы, уверен начальник отдела логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин, один из важных факторов выбора машины - ее цвет. На расход же топлива и другие составляющие экономичности, по его мнению, больше влияет не внешний вид, а настройки систем автомобиля.
Минувшей зимой DAF представил в России новые грузовики серии LF экологического класса Евро-5 для городских и региональных перевозок. Как отмечают автопроизводители, LF имеют "дружелюбный" внешний вид, что немаловажно для техники, которая будет часто появляться на улицах города.
"На заводе DAF Trucks NV существует команда, состоящая из сотни лучших инженеров, конструкторов и дизайнеров, которые постоянно работают над улучшением и развитием моделей, чтобы сделать грузовики еще более совершенными, - сообщил "РГ" гендиректор "ДАФ Тракс Рус" Ари Хендрикс. - Задача ясна: производство грузовых автомобилей c максимальным удобством для водителя, высокой надежностью и высокой эффективностью использования топлива. При этом DAF всегда использует одно узнаваемое "лицо", чтобы показать связь между разными сегментами ТС".
Дизайн кабины, удовлетворяющий требованиям клиента, является приоритетом для компании, подчеркнул Ари Хендрикс. Прежде чем вносить какие-либо доработки в кабину, автопроизводитель провел тысячи опросов водителей, интересуясь, что для них является важным.
"Дизайн кузовных элементов, безусловно, влияет на экономичность транспортного средства. Выпуская на рынок новейшее поколение магистрального тягача Stralis Hi-Way, инженеры Iveco серьезно подошли к вопросу улучшения аэродинамических показателей. Проведенные испытания свидетельствуют о снижении уровня шума и расхода топлива за счет использования кузовных панелей "правильной" формы. Причем, речь идет не только о стандартном обтекателе на крышу, но и таких элементах, как боковые дефлекторы, передний бампер и другие детали", - сообщил руководитель отдела продукции и сертификации "Ивеко Руссия" Николай Лебедев.
За дизайн техники Scania ответственно подразделение головного офиса компании в Сёдертелье (Швеция). Над дизайном трудится большая команда высококвалифицированных специалистов. Кроме того, чтобы удовлетворить потребности клиентов, которые хотят расширить свой автопарк нестандартным приобретением, автоконцерн уже много лет ведет активное сотрудничество с дизайн-бюро Svempas AB. Результатом этого сотрудничества, по словам коммерческого директора "Скания-Русь" Сергея Яворского, стала, например, коллекция Dark Diamond, созданная на базе новой R-серии, Black Amber ("Черный янтарь"), грузовик ограниченной серии Blue Stream, построенный на основе модели Scania Streamline и двигателя V8.
Специалисты по аэродинамике детально изучают все возможности для повышения производительности автомобиля и снижения потребления топлива. "Так, было выявлено, что аэродинамическое оформление углов и солнцезащитного козырька позволяет снизить потребление топлива на крейсерской скорости для грузовиков серии G и R более чем на 1%. Изменения касаются сглаживания углов кабины, для того чтобы воздушный поток проходил по ее боковым сторонам с минимальным сопротивлением. В то же время в этих сериях для удаления воздушным потоком грязи и брызг с дверной ручки была сохранена незначительная турбулентность над фарами, чего удалось достичь с помощью специального запатентованного дефлектора. Он обеспечивает направление движения воздуха, при котором создается необходимая "воздушная воронка", - добавил Сергей Яворский.
Дизайн автомобилей ГАЗ - результат работы профессионалов Объединенного инженерного центра Группы ГАЗ. Форма кабины играет важную роль в уровне сопротивления воздуха и, соответственно, в уровне топливных затрат. Дизайн любой новой модели ГАЗ анализируется на уровень аэродинамического сопротивления.
С одной стороны, по мнению отечественных автопроизводителей, машина должна иметь современный, оригинальный, привлекательный внешний вид. С другой стороны, дизайн должен быть очень функциональным, обеспечивать хорошую эргономичность для водителя и комфорт для пассажиров. С третьей стороны, обеспечивать высокий уровень безопасности. Кроме этого, большое внимание уделяется легкости восстановления автомобилей после небольших аварий. "Все новые автомобили ГАЗ проходят специальный тест "удар страховщика", который позволяет оценить и минимизировать стоимость восстановления при несильном ударе на небольшой скорости, - это самая распространенная авария в городской среде", - подчеркнули в Группе ГАЗ.