К предпринимательским МФО регулятор будет предъявлять больше надзорных требований, но они в то же время смогут рассчитывать и на господдержку. "Мы хотели бы, чтобы в сознании потребителей этот рынок получил разное звучание, - сказал Мамута. - Кроме того, для предпринимательских МФО будут соответствующие меры поддержки". В проекте по развитию микрофинансового рынка до 2018 года большое внимание уделено повышению прозрачности и доступности финансирования для МФО. Это, в частности, развитие механизмов секьюритизации, разработка стандартов по взаимодействию с банками, совершенствование законодательства и регулирования.
По данным ЦБ, на первом месте по темпам прироста за год (с июля прошлого года по июль этого) остаются микрозаймы "до зарплаты" - 25,7%. Сегмент займов малому бизнесу (юрлицам и ИП) вырос за год на 24%. Тем не менее с начала этого года займы для бизнеса пострадали больше других сегментов микрофинансового рынка от текущих кризисных тенденций. По данным RAEX, в первом полугодии 2015 года "займы до зарплаты" выросли на 25% (17% от совокупного портфеля МФО), потребительские микрозаймы прибавили 10% (46% от портфеля), а микрозаймы бизнесу всего 5% (37%).
"Тут падает и спрос, и предложение, - отметил управляющий директор по банковским рейтингам RAEX Станислав Волков. - Спрос со стороны хороших заемщиков упал, потому что они не видят потенциала для наращивания бизнеса. А предложение упало, потому что серьезно ухудшилась платежная дисциплина и многие попросту боятся выдавать новые займы". По его словам, два лидера сегмента микрозаймов бизнесу компании "Микрофинанс" и "Финотдел" в первом полугодии показали падение портфеля (на 16 и 7% соответственно).
Но МФО продолжают работать с бизнес-сегментом и даже развивают новые направления. Например, кредитование под залог коммерческой недвижимости. Потенциал развития здесь связан с тем, что банки в последнее время начали занижать стоимость активов при оценке залогов. Это связано с тем, что предугадать динамику цен на средства производства и недвижимость сложно. МФО делают ставку на индивидуальный подход, при этом отмечают необходимость повышения максимального размера займа предпринимателям до 3 млн руб., т.к. "у тех, кто просит до 1 млн руб., при анализе финансового положения обнаруживаются проблемы".
По данным RAEX, на балансах МФО продолжает увеличиваться доля просрочки юрлиц и ИП "старше" 30 дней - с 14% на начало 2014 года до 25% на 1 июля этого года. По словам Михаила Мамуты, в целом по рынку есть некоторый прирост просрочки, но темпы замедляются и сегодня "вызревает" просрочка по займам, выданным в прошлом году. Самая тяжелая ситуация на рынке пройдена в мае-июне, уверен он, и сейчас начинается оживление, в том числе по привлечению МФО средств, восстановлению их инвестиционной привлекательности. При этом он добавил, что существенного перетока банковского кредитования в сегмент МФО пока нет. Прирост менее 5%, а доля в общем портфеле около 7,5%. "Пока эти цифры динамику не определяют. Речь, как нам кажется, идет больше о неких ожиданиях и опасениях, чем о реальном положении дел", - сказал Мамута.
Снизить издержки для МФО может бюджет на формирование лояльности клиентов, считает генеральный директор "Брио Финанс" Владислав Мишин. Это поможет оставить клиента в компании и не допустить, чтобы он убежал к конкуренту за сиюминутной выгодой. По словам эксперта, привлекать клиентов дороже, чем удерживать. "Мы кредитуем малый бизнес, и привлечение клиента в зависимости от канала обходится от 25 до 50 тыс. руб. Окупается это со второй или третьей сделки. Вы должны изначально рассчитывать на жизненный цикл клиента в 5-6 сделок. Достичь этого без лояльности невозможно", - отметил он, добавив, что каждая следующая сделка обходится дешевле, чем предыдущая. Лояльность формируется из определенного набора действий - аккуратность в платежах, готовность к кросс-продажам и т.д. При этом в самой МФО установили достаточно жесткие критерии, как рассказал Мишин, из 600 клиентов-юрлиц в первую категорию лояльности попали только 17 (еще около сотни - претенденты). Они могут рассчитывать на скидки, которые закладываются в "бюджет лояльности", там же учитываются и усилия продавцов (мотивационная часть их вознаграждения) и затраты на специальные акции.
Для кредитующих организаций лояльный клиент означает меньше потерь, уверен Мишин. Он более предсказуемый и несет потенциально меньшие расходы для МФО (в т.ч. на резервирование в случае просрочки). Эксперт добавил, что в России риск-менеджмент основан на оценке финансового положения заемщика - если прибыль бизнеса растет, ему увеличивают кредитный лимит. Во всем мире в основе риск-менеджмента лежит кредитная история - если заемщик доказал, что в состоянии обслуживать долг, показал способность и готовность управлять бизнесом так, чтобы процентные ставки по кредитам не убивали рентабельность, он может рассчитывать на лучшие условия.
По прогнозу RAEX, по итогам 2015 года портфель микрозаймов вырастет на 25%, до 63 млрд руб. Этот сценарий предполагает уровень годовой инфляции около 13% и поддержание ключевой ставки Банка России до конца года на уровне 10-11%. Из-за снижения ставок по вкладам и высокой волатильности рубля МФО во втором полугодии могут рассчитывать на приток средств физлиц. Также поддержку рынку может обеспечить большее проникновение микрофинансовых услуг в регионы в связи с сокращением там банковских точек присутствия. По итогам 2015 года прирост портфеля микрозаймов бизнесу составит 10%, портфель потребительских микрозаймов увеличится на 30%, а наиболее динамичный рост аналитики ожидают от портфеля микрозаймов "до зарплаты" (около 50%).