19.10.2015 21:00
Экономика

Россияне стали больше интересоваться личным страхованием

Россияне стали больше интересоваться личным страхованием
Текст:  Юлия Кривошапко
Российская газета - Федеральный выпуск: №236 (6807)
Россияне стали активнее интересоваться страхованием жизни и тратить на него больше денег. В 2014 году полисы приобрели 7,4 миллиона человек и 77 тысяч компаний. Интересно, что вкладывать деньги в страхование россиян заставляет не столько опасение, что на голову может неожиданно свалиться кирпич, сколько желание позаботиться о будущем: своем и близких.
Читать на сайте RG.RU
В ЦБ России поступило больше 25 тысяч жалоб на страховщиков

За шесть месяцев 2015 года граждане потратили на страхование жизни 52,2 миллиарда рублей. Это на 14,6 процента больше, чем за то же время в прошлом году. При этом премия, то есть сумма, которую клиент платит при заключении договора, в расчете на одного жителя страны за последние пять лет увеличилась в семь раз: со 110 до 755 рублей. Такие цифры были названы на конференции "Страхование в зеркале СМИ".

"Основным драйвером роста в течение последних пяти лет было кредитное страхование жизни, - говорит председатель комитета по страхованию жизни Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Максим Чернин. - Банки выдавали большое количество кредитов и попутно страховали заемщиков, чтобы иметь гарантию возврата своих денег. Но в конце 2014 года и начале 2015-го вместе с резким снижением кредитования населения этот сегмент показал отрицательную динамику".

Зато в рост пошли другие виды страхования жизни. В первую очередь, инвестиционное и накопительное.

Такие программы позволяют не только застраховать жизнь, но и заодно сохранить и приумножить деньги. Договоры в этих случаях заключаются на длительный срок - больше 10 лет. Человек делает взносы раз в полгода или год, страховая компания инвестирует эти деньги. Когда срок договора истекает, человек получает на руки определенную сумму. В случае смерти страховка выплачивается родственникам с дополнительной компенсацией.

За риск дольщиков страховщики ответят миллиардом

"Накопительное страхование жизни с 2011 по 2014 год показало почти трехкратный рост. А премии по инвестиционному страхованию жизни за это время выросли в 18 раз", - констатировал Чернин.

Рисковое страхование жизни, то есть страхование непосредственно от несчастных случаев, в России пока практически не развивается. Хотя, по мнению экспертов, у этого сегмента хороший потенциал. На рынке сейчас начинают появляться новые продукты: страхование от критических заболеваний или на случай, если человеку потребуется лечение за границей. Рано или поздно, россияне их оценят, уверены эксперты.

В этом году сегмент страхования жизни, по их прогнозам, может вырасти еще на 5-10 процентов. Это хорошие темпы. Хотя, если сравнивать с другими странами, по уровню проникновения страхования жизни Россия еще в начале пути. Такого нельзя сказать о развитии мошеннических схем на этом рынке. По словам гендиректора "ППФ Страхование жизни" Сергея Перелыгина, злоумышленники в России ежегодно пытаются выкачать из страховых компаний около 1,5 миллиарда рублей. "Иногда клиенты самостоятельно наносят себе увечья. Но чаще всего речь идет об организованных группировках, где имеет место сговор с сотрудниками МВД и врачами. Как следствие, фальсификация документов, - поясняет он. - Выявлять такие схемы и бороться с ними очень сложно".

С каждым годом деятельность аферистов набирает обороты. При этом одним из последствий роста числа мошенничеств является рост тарифов, говорят эксперты. Другой "побочный эффект" - увеличение сроков выплаты страховых сумм. "Нам приходится более внимательно относиться к этой процедуре, что не способствует ускорению процесса", - констатирует Перелыгин.

Кстати

Банк России зафиксировал рост количества жалоб на страховые компании. За 8 месяцев 2015 года регулятор принял 25,7 тысячи таких обращений. Из них 709 жалоб было в отношении страховщиков жизни, сообщил экономический советник Службы ЦБ РФ по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Александр Коланьков.

По итогам всего прошлого года жалоб на страховщиков поступило лишь 24 тысячи. При этом претензий к компаниям, занимающимся страхованием жизни, было чуть больше 480.

Страхование