Выяснилось, при процедуре закупок самыми частыми способами оказываются "закупки у единственного поставщика" (свыше 7 трлн руб.) и "иные способы закупки" (свыше 6 трлн руб.). По сравнению с прошлым годом динамика хоть и невелика, но отрицательная: на такие способы приходилось 46 и 41% соответственно, а их стоимость была свыше 4 трлн руб. Значительная доля "иных способов закупки", а их более 2700, говорит о непрозрачной процедуре закупок. Так заказчики "маскируют" закупку у единственного поставщика, уклоняясь от требований проведения конкурсов и аукционов. В ведомстве считают, что нужно установить перечень конкурентных способов: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений. При этом у заказчика будет возможность осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика или исполнителя).
"Большое количество настоящих, конкурентных способов закупки - это возможность задействовать механизмы эффективной конкуренции", - говорит Михаил Константинов, глава ЭТП ГПБ. При этом мы не избавимся от "единого источника", если не создадим экономически эффективных заказчиков. "Сейчас, методом запретов и ограничений, правительство тренирует компании обходить препоны. Сегодня большинство торгов проходят в активной конкурентной борьбе, с подведением итогов после выбора из трех и более участников", - заметил он.
Юрий Зафесов, директор департамента закупочной деятельности "Россети" поддерживает ведомство, добавляя, что законопроект должен учитывать важные для заказчиков и подрядчиков малые закупки до 100 либо до 500 тыс. руб., которые проводятся заказчиками в упрощенном порядке, но с уведомлением участников рынка.
Достаточно доработать функционал официального сайта - дать возможность заказчику выбирать тип процедуры и указывать дополнительные настройки, считает Алексей Дегтярев, генеральный директор B2B-Center.
Стихийная организация рынка электронных площадок не может развивать добросовестную конкуренцию в сфере закупок. Работа ЭТП не обеспечивает прозрачность и открытость закупок, да и конкуренция сейчас падает. Деятельность операторов площадок не регулируется ни одним нормативно-правовым актом, говорится в отчете минэкономразвития. За операторами ЭТП не стоит ни один контрольный орган. Участник закупки, который стал "жертвой" в закупочном процессе, не может подать жалобу на оператора. Для защиты своих прав он обращается в ФАС с жалобой на нарушение законодательства о защите конкуренции либо в полицию с заявлением о мошенничестве.
По данным ФАС, каждая шестая жалоба по закупкам связана с функционированием электронных площадок. Налицо ущемление прав и интересов предпринимательства. До сих пор не установлены единые требования к порядку аккредитации участников закупок на площадках. Игроки рынка сходятся во мнении, что контролировать операторов нужно по аналогии с банками, где регулятором "пресекается" возможность проведения сговора или недобросовестное ограничение конкуренции. А при изменении правил регулирования операторам предоставляется год на обеспечение соответствия, предложил Михаил Константинов. "Если оператор справился, он продолжает работу в штатном режиме, если нет, регулятор проводит проверку, анализ причин, по результатам выдает указание, что и как нужно исправить. Если предписание регулятора не исполнено, у оператора отзывают лицензию. Конкурентно, прозрачно и честно", - уточнил он.
По данным анализа сайта госзакупок, в январе было интегрировано 127 электронных площадок. При этом к сентябрю их число увеличилось до 155. Объем закупок за три квартала на площадках составил свыше 3,3 трлн руб., или 23% от объема всех закупок. При этом 60% всех закупок в электронной форме проходят на пяти крупнейших электронных площадках. В ведомстве делают вывод, что для функционирования системы закупок достаточно 5 площадок. Сейчас нужно ограничить количество операторов площадок и установить к ним единые требования. "На рынке много площадок, ведь вход на него ничем не ограничен. Механизмы, в том числе и законодательные, которые блокируют доступ на рынок недобросовестных игроков, нужны - все ЭТП должны соответствовать определенным стандартам качества", - считает Алексей Дегтярев.
Оставшиеся 40% закупок проводятся еще на 5-6 площадках. "Регулировать деятельность таких площадок необходимо. Эффективнее не ограничивать конкурентный рынок, а установить жесткие требования к участникам. Сегодня жестко установлены требования к банкам - кто соответствует - тот работает на рынке, кто нет - тот уходит. Подобный механизм может быть применен к рынку ЭТП", - предложил Юрий Зафесов.
По мнению Константинова, 60% рынка всех электронных закупок остаются за пятью отобранными площадками, еще по устаревшему 94-ФЗ: "Сегодня нужно отбирать сильнейших операторов, а не продлевать работу действующего списка ради двух площадок. Правила отбора существуют уже давно, десятка лидеров, реально работающих в рынке, живет именно по ним. Высказанная позиция регулятора, что контролировать пять площадок они могут, а десять - нет, выглядит как минимум странно. Очевидно, что невозможно контролировать 150 операторов, но их столько и не нужно".