Для потребителей это может означать увеличение стоимости вина - примерно на 1,5 процента за бутылку. Деньги, собранные в розничной продаже, предлагают направлять в специальный фонд и затем расходовать исключительно на закладку новых виноградников, увеличивая тем самым производство российского высококачественного вина. Сейчас, по оценке минсельхоза, импортные вина занимают треть российского рынка. "Предвидя упреки, что мы хотим развивать производство за счет потребителей, скажу, что у нас нет ничего, что продавалось, покупалось и делалось бы без их участия. Просто потому, что другого налогоплательщика не существует", - рассказал "РГ" президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович в кулуарах Всероссийского саммита виноделов-2015.
Российские производители также ссылаются на опыт европейских винодельческих стран, где был введен сбор в 1,5 процента от розничной стоимости единицы алкогольной продукции, и эти деньги затем тратились на посадку новых виноградников. Как это будет у нас, если будет, конечно, пока неясно. Есть только идея. А будет ли этот сбор со всей алкогольной продукции или только с отдельных ее видов, с отечественного или с импортного вина, в размере 1-2 рублей или 1-2 процентов от цены бутылки - вопрос будущих дискуссий. Создать фонд можно временно, скажем на 15 лет, пояснил Попович, объяснив это тем, что именно такой период требуется на импортозамещение вина.
Отчасти такая инициативность российских виноделов связана с последними заявлениями минсельхоза об ограничении ввоза импортных саженцев и импортных виноматериалов. Главный тезис: Россия не располагает площадью собственных виноградников, которая позволила бы сейчас отказаться от импорта. А если огульно все запрещать, отечественные виноделы останутся без бизнеса, ну и потребители без вина и шампанского, полагает уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов. Чтобы быть независимыми в этом сегменте рынка и в перспективе думать об экспорте, надо в ближайшие годы посадить дополнительно 350-400 тысяч гектаров виноградников, сейчас их около 90 тысяч. "При этом, чтобы посадить гектар винограда, нужно в среднем миллион рублей. Таким образом, ежегодно надо тратить по 10-15 миллиардов рублей, чтобы к 2025 году дополнительно посадить хотя бы 190 тысяч гектаров виноградников", - поделился расчетами Попович. Кстати, минсельхоз выделяет на поддержку отрасли в 2016 году всего 2,4 миллиарда рублей.
Есть еще одно предложение по увеличению финансовой поддержки отрасли - направлять на закладку виноградников часть средств, собранных с акцизных сборов на алкоголь. Ежегодно государство собирает за счет акцизов на винодельческую продукцию около 25 миллиардов рублей. Есть предложение примерно 40 процентов этих средств вернуть производителям на закладку новых виноградников. Опять же эта цифра и этот механизм - обсуждаемые. Но суть та же, поясняет Попович, государство получает в виде налогов и сборов доход от вина. И чем больше будет виноградников, тем больше в итоге будет доходов.
По итогам саммита родились и другие предложения, важные для отрасли. Например, виноделы пообещали добиваться двукратного снижения акцизного сбора на вино с защищенным географическим указанием. Статус "вино с защищенным географическим указанием" означает, что оно произведено из винограда, выращенного в определенном регионе, например в Крыму. Бывает еще "вино с защищенным наименованием места происхождения". В данном случае указывается конкретное место, например Коктебель, или даже конкретный виноградник, например, склоны горы Ай-Даниль. То есть все идет к тому, чтобы российские вина можно было официально классифицировать по региону и месту произрастания винограда, как это делается, например, во Франции.
Еще одно предложение касается размера лицензионного сбора. "Те, кто производит вино, сегодня должны заплатить лицензионный сбор 800 тысяч рублей. Но у нас появляется новая категория производителей вина в небольших крестьянско-фермерских хозяйствах. И для этой категории мы просим установить сбор в 65 тысяч рублей. Льготный сбор - это стимул для появления новых предприятий, говорят виноделы.
Тем временем минсельхоз рассматривает вопрос о снятии ограничений на ввоз саженцев винограда из Европы. В России есть дефицит собственного посадочного материала, не хватает питомников. "К сожалению, - отметил Борис Титов, - у нас пока очень мало собственных виноградников, и никто особо не стимулировал их высадку. Поэтому надо сначала продумать программу по увеличению посадок, а после этого бороться с импортными виноматериалами".
Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей:
- Если производители вина хотят расширять свое производство, на мой взгляд, это можно сделать путем привлечения инвестиций и оформления кредитов в банках.
Да, сегодня сельхозпроизводителям получать кредиты непросто, но тем не менее они идут по этому пути. Посудите сами: не предлагают же рыбаки обложить сбором каждый килограмм улова, чтобы развивать аквакультуру, хотя в России немало климатических зон, пригодных для разведения того же лосося, чтобы не везти его из Чили.
Кроме того, я не считаю, что нам так уж необходимо наращивать импортозамещение по тем отраслям, где мы никогда не были лидерами. И это относится к винодельческой отрасли. И, наверное, неправильно лишать потребителей европейского вина. Другое дело, что иногда под видом такого вина продают откровенную бурду - виноматериалы, доставленные в танкерах к нам через океан и разлитые в России. Тем более не вижу смысл брать сбор за вино такого качества. Еще раз повторюсь: нужны инвестиции и кредиты. Задача государства следить за тем, чтобы они были доступными, в том числе для виноделов.