Как же мозг развивается у подростка? Известно, что по мере взросления резко увеличивается число связей между нервными клетками, нейронами. Но в природе не все так однозначно. Она не только создает новое, но и бракует лишнее. Так и в мозге наряду с интенсивным образованием новых связей сокращаются неиспользуемые. Этот процесс идет у человека постоянно, но у подростков наиболее интенсивно.
Но не это является главной особенностью подростков. По мнению американского профессора из Калифорнийского университета Джея Гидда, причина их неадекватного поведения - рассогласованность в работе двух зон мозга: лимбической системы и префронтальной коры. Исследования показали, что интенсивное развитие лимбической системы стартует вместе с началом полового созревания, между 10 и 12 годами, и развивается еще около семи лет. Именно она управляет нашими эмоциями, а в период полового созревания "пашет" на всю катушку. Провоцирует молодежь пускаться во все тяжкие. Толкает на рискованные поступки, обостряет стремление к перемене мест, заставляет покидать комфортные родные места и отправляться покорять неизведанные территории.
Казалось бы, эту лихую "лимбику" надо сдерживать, не давать ей разгуляться. И природа, конечно, предусмотрела такой вариант. Укоротить эти порывы, сдерживать импульсивное поведение как раз и должна префронтальная кора. Она отвечает за принятие решений, организованность, социальное поведение, а главное - контролирует эмоции. Но этот контроль отстает в развитии от уже расцветшей во всей красе лимбической системы, долго раскочегаривается и начинает работать на полную мощность гораздо позже. По оценкам ученых, примерно 10 лет процессы, отвечающие за эмоции и их контроль, в мозге подростка разбалансированы. Отсюда и все его "приколы" и "закидоны", странности поведения. Более того, половое созревание наступает все раньше, а значит, период буйной жизни подростка увеличивается.
Кстати, такой разбаланс характерен не только для человека, но и для многих млекопитающих. То есть такая буйная жизнь молодежи, ее метания нужны природе. И понятно зачем. Это во благо для популяции в целом, улучшает ее гены, повышает разнообразие. Но за риск приходится расплачиваться. Например, человеку, в том числе и пристрастием к таким соблазнам, как алкоголь, наркотики и т.д.
Что дает это знание особенностей мозга? Профессор Джей Гидд настаивает, что обществу, а родителям и педагогам в первую очередь, надо понимать, что в мозге подростка происходят сложнейшие процессы, которыми ему очень непросто управлять. Часто он сам не осознает, почему совершает те или иные поступки. На них надо легче реагировать, во всяком случае не так трагически воспринимать, зная такую специфику развития молодого человека. И тональность нравоучительных бесед, сами методы воспитания будут иными. Словом, помните: когда идет половое созревание подростка, в его мозгу правит "лимбика", а контроль в префронтальной коре еще не созрел. Кстати, это знание пригодится и судьям, когда они принимают решения о судьбе юного человека.