- Всего на выставке представлено около 100 предметов одежды разных эпох, - сказал на открытии генеральный директор киностудии Сергей Зернов. - Наши гости смогут увидеть такие раритеты, как, например, свадебный костюм из узорной бархатной парчи Евдокии Лопухиной из фильма "Юность Петра"...
По словам Сергея Зернова, большую культурную ценность представляют многие экспонаты, выставленные на первой линии главного универмага столицы, поскольку все это авторские и исключительно ручной работы изделия: накидки, платья, кафтаны, камзолы, шали, шляпки, короны...
А еще антиквариат, специально купленный у населения для съемок того или иного исторического кинополотна.
Что называется, спешите видеть, ведь выставка открылась лишь на три недели и завершится уже 31 октября.
Нет, здесь вы не увидите нарядов героев из самого кассового фильма в истории киностудии имени М. Горького "Пираты XX века", как не увидите и знаменитого кителя Штирлица, изначально черно-белого, а в наши дни заигравшего всеми цветами радуги благодаря новым технологиям раскрашивания старых фильмов. Уверен, этот незатейливый экспонат собрал бы на порядок больше посетителей. Впрочем, и без того здесь многолюдно. Мне даже показалось, что выставку внимательно осматривают не только посетители ГУМа, случайно наткнувшиеся на экспозицию, но и люди, пришедшие сюда специально. Я даже заметил трех китайских туристов, которые, осмотрев выставку, уселись на скамейку перед монитором и целый час смотрели нарезку из фильмов, в которых эти костюмы участвовали.
Иной внимательный поклонник советского кинематографа обнаружит на выставке много "давних знакомых". Вот, к примеру, вышитый золотом камзол князя, в котором в 1954 году великий Александр Вертинский снялся в "Анне на шее". В этом наряде герой Вертинского появляется на экране лишь на минуту, но камзол, созданный известным художником Константином Урбетисом, запомнился многим. Правда, не хватает красной ленты, которая в кадре перекинута через плечо героя. И вот сейчас этот камзол можно внимательно рассмотреть на выставке в ГУМе. Былая позолота, конечно, изрядно поблекла, но что вы хотите - минуло шесть десятилетий! Кстати, прокатчики подсчитали, что "Анну на шее" посмотрело рекордное по тем времена количество зрителей - свыше 30 миллионов!
Далее в экспозиции - костюм, сшитый для Настасьи Кински, сыгравшей главную роль Наташи Ихменевой в экранизации романа Достоевского "Униженные и оскорбленные". Над фильмом работали художники по костюмам Элеонора Маклакова и Мария Федорова. А вот еще одна знаменитая работа народного художника России, профессора Маклаковой - наряды из голливудского фильма "Петр Великий", за который Элеонора Петровна была удостоена премии "Эмми" Американской академии телевизионных искусств и наук.
О выставке можно рассказывать долго, ведь создание прикида для героев кинокартин - отдельный и очень увлекательный сегмент кинематографа. По словам художников по костюмам, с которыми обозревателю "СОЮЗа" удалось побеседовать, выставка в ГУМе в какой-то степени уникальна. Дело в том, что в таком объеме киноодежда в Москве еще не выставлялась ни разу. Изюминка же выставки в том, что все собранные здесь наряды очень недешевые, с ними по цене ни в какое сравнение не могут идти даже всемирно известные бренды, разбросанные по многочисленным бутикам ГУМа. Да, в старом добром советском кино не скупились и закладывали в смету картины немалые средства на пошив костюмов. Увы, современные режиссеры в своем большинстве, судя по их работам, считают этот пункт лишним.
От мастеров сценической одежды обозреватель "СОЮЗа" услышал парадоксальную вещь. Оказалось, что они совсем не стремятся к точному соответствию эпохи, не корпят ночами в архивах, досконально изучая детали и особенности наряда минувшей эпохи. То есть сидят, конечно, но для них важнее совсем другое - придумать общую концепцию проекта. "Это самое трудное, но и самое интересное", - говорила мне Элеонора Маклакова. - Главное же заключается в том, чтобы твои костюмы соответствовали замыслу сначала драматурга, а потом режиссера и оператора картины. Другими словами, это коллегиальная работа. Однако подходы всегда разные: одно дело воссоздать эпоху, скажем, Льва Толстого, и совсем другое одеть и обуть героев "Волшебной лампы Аладдина".
По мнению известного в России художника по костюмам Сергея Стручева, работавшего над такими фильмами, как "Брестская крепость" (вместе с Владимиром Корецким Стручев был отмечен в 2011 году премией "Ника" в номинации "Художник по костюмам"), "Легенда N 17" и "Сибирский цирюльник", "задача художника - если не встать на одну ступеньку с режиссером в плане ощущения материала, то хотя бы приблизиться к этому уровню. Только тогда получится внести что-то свое...". Впрочем, это уже профессиональная кухня. А обыватель? Он уверен, что костюм для того или иного героя - вещь одноразовая. И глубоко заблуждается. Костюм может состоять из дюжины предметов, включая помимо платья головной убор, обувь и даже белье. Когда фильм снят, костюм разбирают на составные части, которые, в свою очередь, могут быть использованы в съемках других фильмов. Условно говоря, шубу потом снимает один режиссер, сапоги - другой, а шапку - третий... Так сложилось, что все эти костюмы, создаваемые художниками, модельерами и портными, остаются в собственности киностудии, а кто и как скомпонует детали одежды в других проектах - одному Богу известно. Случается, правда, загвоздка в размере платья. Но ни одному режиссеру не придет в голову подбирать актера под размер прикида. Даже если актера, на которого костюм уже сшит, режиссер вдруг решит поменять, то для нового все приходится перешивать. К чему я все это рассказываю? Меня чрезвычайно удивили талии женских платьев, представленных на выставке. Такие талии называют осиными, и они едва ли превышают 35 см в окружности.
...Кстати, первый и единственный съезд художников по костюмам Советского Союза проходил в Минске в начале 80-х годов. На форуме планировалось создать всесоюзную гильдию художников по костюмам. Но, увы, так и не сложилось.
За свои 100 лет киностудия имени М. Горького выпустила более тысячи фильмов, среди которых "Мать" Всеволода Пудовкина, "Путевка в жизнь" Николая Экка, "Дом, в котором я живу" Льва Кулиджанова и Якова Сегеля, "Тихий Дон" Сергея Герасимова, "А зори здесь тихие" Станислава Ростоцкого, "Семнадцать мгновений весны" Татьяны Лиозновой и многие другие картины, вошедшие в золотой фонд отечественного и мирового кино.