22.10.2015 20:55
Власть

Виталий Чуркин рассказал об ошибках и перспективах ООН

Виталий Чуркин: Российский взгляд на прошлое и будущее Организации Объединенных Наций
Текст:  Виталий Чуркин (постоянный представитель РФ в ООН)
Российская газета - Федеральный выпуск: №240 (6811)
Семьдесят лет назад - 24 октября 1945 года - вступил в силу Устав Организации Объединенных Наций. Организация создавалась как воплощение идеалов и надежд человечества, переживших одну за другой катастрофы двух мировых войн, и была призвана "вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций". В целях и принципах Устава были заключены этические основы нового мироустройства и отношений между государствами.
Читать на сайте RG.RU

При этом на протяжении всей истории международных отношений после создания ООН мы наблюдаем, как реальность, неотъемлемой частью которой являются множественные конфликты различной интенсивности, вступает в противоречие с идеальным представлением о мире. В этих условиях международное сообщество периодически испытывает потребность в том, чтобы вернуться "к истокам" и вдохнуть новую жизнь в эти идеалы.

На последних десяти годах деятельности ООН можно легко проследить не только признаки такого противоречия, но и попытки преодолеть разрыв между принципами и действительностью, дать ответы на вызовы современности.

Стенограмма выступления Владимира Путина на Генеральной Ассамблее ООН

В 2005 году в ООН прошел Всемирный саммит, на котором вновь подчеркивалось стремление Объединенных Наций улучшить благосостояние человека, его свободу и права, преодолеть политику поляризации, конфликты и разногласия между общинами и странами, способствовать терпимости, уважению, диалогу и взаимодействию между различными культурами, цивилизациями и народами. Было принято много деклараций и решений, которые коснулись всех сфер деятельности ООН: миротворческой, разоруженческой, правочеловеческой, административной, бюджетной... Были созданы Совет по правам человека, Комиссия по миростроительству, закрепились такие направления деятельности Организации, как верховенство права и борьба с безнаказанностью. Многие изменения коснулись и ооновского миротворчества, поскольку Организация была вынуждена реагировать на изменения в природе конфликтов (сейчас они все чаще внутригосударственные). Предпринимаются усилия с тем, чтобы сделать операции по поддержанию мира ООН более активными, даже можно сказать "силовыми", а миротворцев оснастить новыми технологичными средствами как для материально-тылового обеспечения, так и оперативного свойства (оборудование по сбору и обработке информации, включая беспилотные системы, современные технологии защиты персонала и т.д.).

Многие из тех идей и планов, под которыми подписывались главы государств на Всемирном саммите, удалось реализовать. Вместе с тем реальное развитие событий внесло свои "коррективы". "Арабская весна" вылилась в беспрецедентные проблемы на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Дало трещину основание единой Европы, что сопровождается разноплановыми кризисными явлениями на континенте. Неожиданно, но в целом закономерно, перешли в острую фазу копившиеся последние 20 лет противоречия между Россией и Западом. Мы в ООН как на ладони в концентрированном виде наблюдаем это положение вещей в Совете Безопасности: за последнее десятилетие Россия была вынуждена десять раз применить право вето (в большинстве случаев - вместе с Китаем).

А как же идеалы? Нельзя не признать, что зачастую они используются в качестве инструментов "мягкой силы" - для обеспечения "пригляда" за "непослушными" членами международного сообщества, а иногда и принуждения, что приводит к весьма печальным последствиям.

Наиболее красноречивый пример. В Итоговом документе Всемирного саммита 2005 года были заложены правовые рамки концепции ответственности по защите. С тех пор наши западные коллеги не оставляют попыток ее расширительной трактовки. Поворотным моментом в этой связи стал 2011 год - операция в Ливии, которая поначалу преподносилась как "освободительная война". Генсекретарь Пан Ги Мун сказал после принятия резолюции СБ 1973: "Международное сообщество продемонстрировало приверженность реализации своей ответственности по защите гражданского населения от насилия, совершаемого его собственным правительством". Последствия необдуманных действий коалиции, извратившей положения резолюции 1973, хорошо известны: страна в руинах, рост терроризма, расползание оружия по всей Северной Африке и Сахелю, как следствие - вооруженный конфликт в Мали, поток беженцев, гибель гражданского населения и никакой демократии. Особенно показательно, что те государства, которые в 2011 году рукоплескали натовским бомбежкам, в 2015-м при обсуждении ситуации с мигрантами в Средиземноморье стыдливо обходят ливийский сюжет, как если бы Ливия развалилась сама, без их участия. При этом учиться на ошибках они, по-видимому, не хотят, пытаясь спроецировать концепцию ответственности по защите теперь уже на сирийский сюжет.

МИД РФ заявил о готовности сотрудничать с новыми членами Совбеза ООН

Другой пример - создание в 2006 году Совета ООН по правам человека, которое, включая учреждение в его рамках процедуры Универсального периодического обзора - как объективного механизма контроля за соблюдением прав человека в отдельных странах, считалось одним из главных достижений на правозащитном направлении. Определенные плюсы в этом процессе есть: об этом свидетельствует добрая воля государств как к прохождению данной процедуры, так и к принятию и реализации большинства полученных рекомендаций. К сожалению, подходы многих стран к рассмотрению острых вопросов повестки дня Совета по-прежнему характеризуются политизацией и стремлением навязать собственные приоритеты в правозащитной сфере. Не говоря уже о том, насколько болезненно проходит обсуждение страновых сюжетов - по Украине, Сирии, Белоруссии, Мьянме, Шри-Ланке, КНДР и некоторым другим государствам. Практически всегда такие вопросы решаются голосованием, и СПЧ остается расколотым: говорить о единстве подходов международного сообщества не приходится. При этом для главных "менторов" этого рычага давления зачастую не хватает, и они из раза в раз выносят страновые правочеловеческие сюжеты в Совет Безопасности ООН, несмотря на то, что эта тематика ему не свойственна.

В 2005 году была сформирована Комиссия по миростроительству. Тогдашний Генсекретарь Кофи Аннан называл ее одним из важнейших достижений Саммита. Предполагалось, что она будет помогать государствам преодолевать последствия конфликтов, бороться с их коренными причинами, содействовать примирению - то есть помогать решать конкретные проблемы. Однако результативность этого органа по-прежнему хромает, и мы спустя 10 лет вновь занимаемся в ООН пересмотром того, как КМС должна функционировать и чем заниматься. Во-первых, не хватает средств - решение проблем постконфликтных стран, многие из которых бедны, является весьма затратным делом. Во-вторых, мы опять видим попытки "прокачать", заручившись авторитетом ооновской Комиссии, правозащитную повестку, рекомендации о том, как провести выборы, как устроить государственное управление или распределять природные ресурсы. В итоге есть несколько примеров, когда несмотря на активную вроде бы работу Комиссии ситуация в "подопечных" странах выходила из-под контроля, и ею вновь приходилось заниматься Совету Безопасности.

Нельзя не поговорить и о санкциях. Пожалуй, на последнее десятилетие пришелся "расцвет" применения Советом Безопасности этого инструментария. Сейчас на повестке дня СБ мало стран, которые в той или иной мере не были бы под рестрикциями или по крайней мере под угрозой их применения. В нашей практике мы все чаще сталкиваемся с ситуациями - и как можем им противодействуем - когда, не сумев достичь истинного примирения или устойчивого политического решения, наши западные коллеги спешат прибегнуть к этой форме давления. При этом, к сожалению, никого не учат такие неудачные примеры, как Йемен и Южный Судан, где применение санкций не только не способствовало мирному урегулированию, а наоборот привело к большему ужесточению позиций протагонистов.

Высоко на повестке ООН стоит проблематика "верховенства права". Нет сомнения в том, что эта идея - абсолютно правильная, а ООН действительно должна ее активно продвигать. Другой вопрос - какими методами, и главное - с какими целями. Мы все больше убеждаемся в том, что за "фасадом" здесь зачастую скрываются не самые чистые намерения. Под видом помощи в сфере верховенства права государствам создаются рычаги для влияния на внутриполитическую ситуацию.

Чуркин покинул зал ГА ООН во время выступления Порошенко

Принятием в сентябре 2015 года Повестки дня устойчивого развития на период до 2030 года ООН подтвердила свое бесспорное лидерство в выработке комплексных скоординированных ответов на острые социально-экономические и экологические проблемы. Новая Повестка призвана изменить парадигму современного развития, направить его по инновационному пути. Задан стратегический вектор движения в направлении низкоуглеродной, энергоэффективной экономики при полном учете социальных прав населения планеты и радикальном снижении антропогенной нагрузки на окружающую среду. Важнейшую роль в переходе к новой модели глобального развития должно сыграть юридически обязывающее и универсальное по своему характеру климатическое соглашение, которое планируется принять на 21-й Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в декабре этого года.

В этой сфере также нужны новые идеи и подходы для совмещения экономических чаяний населения Земли и насущной необходимости сохранения планеты. Одной из идей является внедрение принципиально новых природоподобных технологий, которые основывались бы не на конфликте, а взаимодополнении - восстановлении баланса между биосферой и техносферой.

Вместе с тем, несмотря на уже предпринятые важные шаги в области международного развития, по-прежнему за скобками остаются многие ключевые вопросы мировой экономики. Вместо формирования прозрачных, совместно выработанных правил, которые подразумевали бы свободу торговли, инвестиций, открытую конкуренцию, доступ развивающихся стран к технологиям, наблюдается дробление мирового экономического пространства, создание закрытых экономических объединений, тормозится реформирование мировых финансовых институтов.

ООН как организация идеалов по сути уникальна. Было бы неправильно отрицать идеалы только из-за того, что они порой реализуются с "двойными стандартами", а институты ООН не всегда используются по назначению. От государств - членов Организации, их способности укротить свои амбиции, с одной стороны, и не поддаваться давлению - с другой, терпеливо искать взаимоприемлемые ответы на современные вызовы зависит ее эффективность. Не единственная, но важная роль России в ООН - продвижение реалистичного подхода к мировым делам, проведение грани между абстракцией и практикой с опорой на историю и культурно-цивилизационные особенности стран и регионов. И этот подход пользуется все большей поддержкой.

Критика в адрес ООН была и будет всегда. По-другому не может быть в столь разноликом мире. Но Организация за 70 лет существования доказала свою способность меняться вместе с трансформацией международной системы. На нынешнем этапе турбулентности в мировых делах важно сохранить ее авторитет, базирующийся на непреходящем и поистине демократическом принципе функционирования - суверенном равенстве всех государств без деления на ведущих и ведомых.

Внешняя политика ООН