26.10.2015 20:56
В мире

Политолог: Выборы в Азербайджане должны решить несколько важных задач

Партия "Ени Азербайджан" как фактор стабильности и развития
Текст:  Александр Караваев (политолог, замгендиректора Центра изучения стран СНГ (ИАЦ МГУ))
Российская газета - Азербайджан: №242 (6813)
Парламентские выборы, которые состоятся в воскресенье, 1 ноября, должны решить несколько задач, стоящих перед азербайджанской политико-управленческой системой. Во-первых, провести кооптацию нового поколения политической элиты путем обновления состава Милли Меджлиса. Депутатский корпус должен отвечать современным требованиям законодательной поддержки антикризисной модернизации Азербайджана. Во-вторых, выборы призваны подтвердить эффективность азербайджанской модели "консервативной демократии". В-третьих, частично будет обновлен управленческий и депутатский состав партии власти.
Читать на сайте RG.RU
Глава ЦИК Азербайджана рассказал о подготовке к парламентским выборам

Доминирующее положение партии "Ени Азербайджан" (Новый Азербайджан) в азербайджанском политическом пространстве, кроме очевидного - партия является массовой опорой президентской вертикали, объясняется и тем, что согласно мировым критериям партийной зрелости азербайджанская партия власти давно прошла тест на институционализацию, каковым можно считать успешное участие в трех предыдущих циклах парламентских выборов подряд. На выборах 2000, 2005 и 2010 годов ПЕА получала подавляющее большинство голосов.

Массовость ПЕА также нужно признать значительным фактором, влияющим на все политическое пространство страны. Сегодня в партии 700 тыс. членов (рост на 200 тыс. с 2010 года). Иными словами, практически 13,5% от численности избирателей 2010 года вовлечено в политику посредством членства в партии власти (по данным ЦИК страны, в Азербайджане 5 миллионов 93 тысячи 289 избирателей. 51,7% из них - женщины, а 48,3% - мужчины).

700 тысяч членов зарегистрировано в партии "Ени Азербайджан"

При этом нельзя говорить о полном доминировании или тотальном монополизме ПЕА, блокирующем политическое участие альтернативных партийных структур или независимых политиков. Хотя определенная естественная тенденция занять пустующее политическое поле у партии власти, несомненно, существует. Если в парламентских выборах 2010 года ПЕА завоевала 72 мандата, то на выборах 2015 года партия власти уже выставила кандидатов по 117 округам в расчете на их успех (общее число мест в Милли Меджлисе - 125). Однако, по сути, речь идет о заполнении пустоты оппозиционных флангов.

Деятельность институциональной оппозиции находится в рамках сложившейся политической системы Азербайджана. Однако фактический отказ от борьбы за власть (большинство азербайджанских оппозиционных партий превратилось в имитационные структуры-спойлеры) оказывает деструктивное влияние на неформальные протополитические организации внесистемной оппозиции, которые в свою очередь уже полностью отрицают легитимность существующей власти, проявляя свою политическую активность методами уличной дестабилизации, с помощью внешних сил пытаясь провоцировать в стране хаос на манер "арабской весны".

Стратегия партии власти

В описанных условиях партия "Ени Азербайджан" проявляет активность преимущественно по следующим линиям. Главная задача - расширение политического доступа. ПЕА - основной инициатор активного участия женщин и молодежи в политических структурах страны. Очевидно, что запрос на политическое участие растет именно от этих двух социальных макрогрупп (к примеру, в Азербайджане действуют до 200 женских неправительственных организаций). Средний возраст населения Азербайджана в последние годы колеблется от 31 года до 35 лет при росте ожидаемой продолжительности жизни более 72 лет. Прямым образом эта стратегия отражается и на нынешнем предвыборном списке ПЕА.

Из 117 кандидатов в депутаты от партии власти 64 человека выдвинуты впервые. Таким образом, более половины состава фракции обновится. В семи избирательных округах, в которых кандидаты от ПЕА не выдвинуты, партия будет поддерживать кандидатов от других партий. В частности, ожидается поддержка кандидатов от партий "Социального благоденствия", "Ана Ветен", а также ряда беспартийных кандидатов.

Другой элемент стратегии ПЕА - консолидация в "центристском поле" ожиданий городского и сельского населения. Программа партии власти отражает сочетание ожиданий городского среднего класса (госслужащие, бизнес, бюджетники, творческая интеллигенция) и активной части жителей сельских районов страны. Основные тезисы акцентируются на благосостоянии, повышении экономической активности, поддержке предпринимательства и социальном развитии регионов. По сути, программа вбирает в себя социально-экономическую повестку руководителя партии - президента Ильхама Алиева, отвечая ожиданиям дальнейшего повышения качества жизни, выраженного ростом потребительской и бизнес активности. Азербайджанский средний класс за годы высоких цен на нефть сумел на практике ощутить новый уровень жизни. Основным индикатором последних 10 лет (с 2005 по начало 2015 года), здесь выступает резко увеличившийся сегмент банковского кредитования, рост количества частных автомобилей, значительно увеличившийся оборот на рынке недвижимости.

Важным элементом предвыборной работы ПЕА стала активная пропагандистская работа в рамках "антикризисной повестки". Как известно, в течение последнего года под влиянием беспрецедентного падения стоимости нефтегазового сырья, экспортные доходы Азербайджана стали заметно снижаться. В этих условиях Центральный Банк Азербайджана вынужден был серьезно увеличить стоимость продажи валюты для компенсации снижения объема золотовалютных резервов: в результате азербайджанская валюта подешевела к доллару на 33,5%. Резкая девальвация национальной валюты негативно отразилась на общественных настроениях. В этих условиях депутаты от правящей партии проявили максимум умения и способностей, чтобы правильно объяснить людям, в том числе и своим избирателям в регионах, политику властей.

Идеологическая повестка

В Конституции Азербайджана нет понятия идеология, при этом нет и прямых запретов на идеологическую деятельность. Постулируется светский характер государства и равноудаленность власти от религии. Тем не менее ряд знаковых монографий главы Администрации президента Азербайджана академика Рамиза Мехтиева, четко указывают на потребности правящей элиты систематизировать и ввести в политическую практику идеологические построения в рамках консервативной модели, учитывающей светский характер власти в преимущественно мусульманской стране, поддерживающей традиционные модели отношений между властью и обществом.

Консерватизм ПЕА должен "оформлять", и в какой-то степени скреплять набор различных социально-политических элементов периода правления президента Ильхама Алиева. С одной стороны, большая часть общества, и прежде всего старшего поколения, сформирована традиционной, умеренно-религиозной матрицей, с другой, - существенная часть элиты и "горожан" стоит на позициях социально-технологического новаторства. Происходит достаточно сложный синтез, когда часть политического пространства формируется под эгидой защиты национально-этнических ценностей, ментального суверенитета и экономической обособленности, но при этом одновременно поощряется и вовлеченность в западные системы образования. Стимулируется рост социальных сетей путем расширения доступности Интернета, посредством укрепления и расширения международной популярности бренда "Баку", происходит целенаправленная инкорпорация Азербайджана в систему знаковых событий западного топ-медиа пространства (Евровидение, Евроигры и т.д.). Поступательный процесс социально-технической модернизации - важнейшее достижение Ильхама Алиева, однако пространство для дальнейшего расширения экспериментов западно-технократического характера имеет свои пределы. Традиционный национальный бекграунд на уровне элиты выполняет роль консервативного стабилизатора.

Дмитрий Рогозин подсчитал объем торговли с Азербайджаном

Таким образом, если работы Рамиза Мехтиева представить фундаментом идеологических построений ПЕА, то они формулируют азербайджанскую "консервативную демократию" как наиболее выигрышную модель развития страны с минимумом недовольных групп. Учитывая высокий уровень общественного доверия к Ильхаму Алиеву и к его супруге - первой леди Мехрибан Алиевой, которая является зампредом партии "Ени Азербайджан", данная модель и в дальнейшем предполагает позиционировать президентскую чету в качестве главной опоры партии власти. По мнению абсолютного большинства азербайджанцев, самая главная задача, которую успешно выполнил президент Алиев, - вдохнул в людей веру в справедливость, стабильность и светлое завтра. Азербайджанцы получили возможность осуществить "прорыв в мечту". Данный постулат является стержнем предвыборной кампании "Ени Азербайджан".

Предвыборные действия Ильхама Алиева

Национальный азербайджанский проект, как постулирует его власть, - обеспеченное и прогрессивное будущее страны, ее молодежи и детей (более половины жителей страны в возрасте до 35 лет). Этой задаче подчинено правление Ильхама Алиева и его политической элиты на перспективу до 2020 года (конец каденции вновь избираемого парламента). При этом Алиев не берет на себя невыполнимые обещания построить государство по западной модели. То есть без участия широких слоев азербайджанского общества, в отрыве от социокультурных реалий в традиционных группах на уровне сельских и региональных общин. Он берет на себя лишь твердое обязательство способствовать осуществлению "мечты" (оформленная в концепции развития "Азербайджан 2020: взгляд в будущее") и реализации того конкретного политического выбора, который будет сделан населением на предстоящих парламентских выборах.

В социально-политической повестке Ильхама Алиева последних трех-четырех месяцев можно выделить ряд шагов, которые общественное восприятие вписывает в "предвыборный тренд", как фактор, усиливающий эффективность власти, прямо влияющий на популярность ПЕА.

Во-первых, это удар по монополиям. На заседании Кабинета министров 13 июля, посвященном итогам социально-экономического развития в первом полугодии 2015 года и предстоящим задачам, Ильхам Алиев выступил с резкой критикой деятельности "Азербайджанских авиалиний "AZAL". Таким образом, президент оперативно откликнулся на возмущения многих азербайджанских публицистов в социальных сетях по поводу цен на авиабилеты. По итогам совещания Ильхам Алиев поручил министерству финансов, министерству экономики и промышленности провести сравнение стоимости тарифов и выработать механизм прозрачного регулирования.

Другой шаг в направлении демонополизации - подготовка к приватизации государственного Международного банка Азербайджана.

В ходе заседания кабинета министров, посвященного итогам социально-экономического развития за девять месяцев 2015 года, Ильхам Алиев подтвердил, что главным приоритетом правительства должны быть системные меры по оздоровлению бизнес-среды, борьба с монополизмом, борьба с коррупцией и взяточничеством. Президент инициирует создание механизма персональной ответственности чиновников по улучшению бизнес-среды. В частности, он потребовал положить конец немотивированным проверкам и поборам со стороны правоохранительных и иных проверяющих инстанций, снизить количество лицензий и разрешений на предпринимательскую деятельность. Следуя распоряжению президента, Министерство экономики и промышленности принимает решение приостановить проверки всех субъектов предпринимательства, за исключением мер контроля, связанных с охраной жизни и здоровья людей. Мораторий будет действовать в течении двух лет. Главная задача этих мер - по максимуму вывести теневую часть экономики в легальное и налогооблагаемое поле. Естественно, это будет стимулировать общий экономический рост страны. Также принято решение максимально сократить количество специальных разрешений (лицензии). Оформление оставшегося перечня централизованно переводится в службу "единого окна" ASAN xidmet.

И, пожалуй, самое решительное силовое действие президента - полная смена руководства Министерства национальной безопасности с последующей частичной реорганизацией. Анализ жалоб, поступающих от предпринимателей страны, показал, что действия ряда высших сотрудников МНБ системно подрывали бизнес-климат страны случаями вымогательства и рэкета. Президент положил конец этой спайке власти и криминала, не смутившись резонансным характером истории в преддверии выборов. Такой разворот событий дополнительно подкрепил доверие к партии власти.

Особое внимание президента как лидера ПЕА - к региональной кадровой ротации. Территория Азербайджана делится на 66 административных районов (с учетом оккупированных территорий - 70 административных единиц), 12 городов республиканского подчинения, 1 автономную республику (внутри нее 8 административных районов). Два города республиканского подчинения - Баку и Гянджа, в свою очередь, также разделены на районы. Поскольку главы исполнительной власти районов и городов назначаются персональными распоряжениями президента, они обладают высоким административным статусом в системе вертикали власти. Каждое такое назначение - знаковое событие не только для конкретных регионов. Ротация руководства на уровне районов происходит регулярно, но с изменяющейся динамикой: в целом по стране такие события происходят в ритме от нескольких месяцев до полугода. Если к этому приплюсовать динамику назначений президентом глав районных судов, чиновников различных ведомств исполнительной власти, вплоть до адресных распоряжений по конкретному социальному объекту в конкретном районе - активность президентской вертикали держит в постоянном тонусе всю исполнительную ветвь власти. С 13 августа по конец сентября 2015 года произошли ротации в руководстве Низаминского и Сабаильского районов Баку, Абшеронского района, Кенгерлинского района Нахчыванской Автономной Республики, Сиязаньского района, города Сумгайыт. Таким образом, предстоящие парламентские выборы становятся для значительной части азербайджанских граждан, которых можно отнести к условной группе "современных горожан", определенным провозвестником более глубоких трансформаций азербайджанской системы, повышающих ее эффективность.

От политической мобилизации к технократизму

Россия и Азербайджан поделились опытом образовательной интеграции

Партия "Ени Азербайджан" - старейшая партия власти в государствах СНГ (дата основания 21 ноября 1992 года). Она была создана общенациональным лидером Гейдаром Алиевым в условиях жесточайшей политической конкуренции в кризисные, по сути, военные годы становления азербайджанской государственности. Можно сказать, что партия формировалась из тех людей, которые были искренними сторонниками возвращения Гейдара Алиева к власти, не ожидая каких-то привилегий. То есть мы говорим о структуре, далекой от бюрократической стагнации, присущей многим другим партиям власти в мире. Можно сказать, это была партия борцов и товарищей. Теперь ее роль можно сформулировать не столько как "правящей", то есть определяющей состав и политику правительства, сколько как президентской партией, поддерживающей статус-кво независимо от персоналий на флагманских должностях политико-административной системы Азербайджана. Формально ПЕА предлагает кандидатов на президентский пост, но, на деле, ни для кого не секрет, что в моделях демократий постсоветского пространства, именно глава государства контролирует партию власти. Преимущество такой схемы в том, что она является наиболее эффективным способом сохранения стабильности системы и эффективности социально-экономических реформ.

Прочие варианты, как правило, приводили не только к крушениям фигур отдельных президентов, но и к ударам по всей государственной конструкции.

Таким образом, азербайджанская "партия власти" обладает целым рядом схожих признаков с другими подобными политическими конструкциями в мире: контроль со стороны президента; корпоративизм, то есть интегрированность партии и структур власти; стремление к централизации власти (укрепление политического центра); отсутствие явно выраженной идеологии при общем поощрении консервативного идейного поиска.

Насколько эффективна и стабильна система азербайджанской "консервативной демократии", основанной на господстве "партии власти"? Обычный вызов для подобных партийных конструкций в разных странах мира (от Мексики и Норвегии, до России и Японии) исходит из кризиса противоречия между стремлением "партии власти" сохранить сложившийся благоприятный для нее статус-кво и амбициозными планами правящей элиты по модернизации страны. Но далеко не всегда консервативный бэкграунд менталитета и консервативных политических традиций является тормозом национальной социально-экономической модернизации. Программы реформ, осуществляемые Ильхамом Алиевым в сфере регионального развития, промышленности, образования, здравоохранения, рынка труда и занятости, можно рассматривать как масштабные инвестиции в человеческий капитал. Новые, образованные поколения профессионалов - государственных менеджеров и бизнеса, - ориентированные на национальный рост, по сути и являются двигателем азербайджанской модернизации. Инвестиции подобного рода способны принести выгоду Азербайджану и ее элитам в долгосрочной перспективе. Секрет столь долговременной эффективности "Ени Азербайджан" в том, что это партийное явление, формировавшееся Гейдаром Алиевым в кризисный период 1992-1994 годов, ориентировалось на "длинное время", в отличие от партийных структур в других странах с аналогичными задачами, но лидеры которых были нацелены на краткосрочные политические дивиденды, получаемые "здесь и сейчас".

Справка "РГ"

Выборы в Милли Меджлис Азербайджана (125-местный однопалатный парламент) проводятся раз в пять лет в первое воскресенье ноября по мажоритарной системе. Они проходят согласно нормам Венецианской комиссии на основе общего, равного и прямого избирательного права путем осуществления свободного, личного и тайного голосования. Депутатами парламента могут стать граждане страны, достигшие 25 лет. Нынешние выборы станут пятыми в новейшей постсоветской истории Азербайджана.

Азербайджан