27.10.2015 10:12
Экономика

Как ДНР налаживает экономические связи с Ростовской областью

Как ДНР налаживает экономические связи с Ростовской областью
Текст:  Ирина Варламова Александр Гавриленко Руслан Мельников
Российская газета - Экономика Юга России: №242 (6813)
Жизнь в Донецкой Народной Республике, граничащей с Ростовской областью, за последние месяцы сильно изменилась. До горизонта раскинулись разминированные и распаханные поля, появились стада ухоженных коров. На разбитом войной шоссе чернеют свежие асфальтовые заплаты. Исчезли блокпосты, баррикады, окопы и блиндажы, зато заработали заправки и придорожные магазинчики. Центральный республиканский банк ДНР устанавливает повсюду свои терминалы, в республике появился собственный сотовый оператор.
Читать на сайте RG.RU

Показательна ситуация с прессой: год назад в ДНР выходило всего девять газет, а сейчас - 50. Своя газета есть во всех городах и районах. Но главное, в них вновь появилась реклама. Правда, пока редакции зарабатывают на рекламе лишь по несколько десятков тысяч рублей в месяц, но сам факт ее появления свидетельствует о том, что в ДНР возрождается малый и средний бизнес. Многие предприятия теперь завязаны на соседнюю Россию.

- Газетная реклама - это зеркало экономики, - говорит заместитель министра информации ДНР Игорь Антипов. - Вот, например, харцызская газета "Родина". Смотрите, здесь заполнены все рекламные полосы. Рекламируются услуги, производство, есть частные объявления. При этом в ДНР местная пресса сейчас очень востребована. Ее активно раскупают, хотя денег у людей немного. Тиражи выросли с полутора до десяти тысяч экземпляров, а газет все равно не хватает. Особенно высок интерес к прессе на линии соприкосновения, где недавно прекратились активные боевые действия. Из-за недостатка бумаги даже возникли трудности с насыщением рынка печатной продукцией. Ведь сейчас количество поставщиков бумаги сократилось, а среди оставшихся не все могут заплатить крупную сумму, чтобы ввезти фуру бумаги. Но и эта проблема уже решается.

Дела в гору

О восстановлении промышленности может свидетельствовать хотя бы тот факт, что в сентябре на шахтах ДНР добыты рекордные 965 тысяч тонн угля. Горняки даже ввели в эксплуатацию новую лаву на шахте "Заря".

- Это уже четвертая лава в этом году. Надеюсь, с ее помощью в октябре мы добудем уже миллион тонн угля. А в ноябре-декабре будут сданы новые лавы на шахтах Кирова, "Иловайская" и "Глубокая". Ведь новая лава для предприятия и города - это кормилица, а уголек, который идет на-гора, - это деньги на зарплату шахтерам, - подчеркивает и. о. министра угля и энергетики ДНР Руслан Дубовский.

Порошенко подписал указ о социально-экономической блокаде Донбасса

- На шахтах, по которым целенаправленно била украинская артиллерия, добывают уголь, который идет сейчас в первую очередь на подготовку к зиме. Заработали и заводские цеха. Я живу недалеко от ДМЗ, и для меня уже привычным стал стук металла, гул печей и заводские гудки. А недавно в Горловке, которая тоже находилась под постоянными обстрелами, открылся крупный мясокомбинат. Служба занятости постоянно сообщает в СМИ о новых вакансиях. Люди нужны не только на производстве и в бизнесе. Сейчас активно ведутся восстановительные работы в пострадавших от обстрелов районах, - рассказывает Игорь Антипов.

Не исключено, что уголь с территории Донбасса будет продаваться и в Россию.

Крупнейший покупатель донского угля, Новочеркасская ГРЭС, в прошлом году отказался от покупки антрацита марки АШ украинского холдинга ДТЭК. Но, по словам некоторых экспертов, в 2016 году поставки с территории Донбасса могут возобновиться. Уже в конце 2015 или начале 2016 года Новочеркасская ГРЭС пустит девятый энергоблок мощностью 330 мегаватт. Как отмечал ранее гендиректор ОАО "ОГК-2" Денис Башук, после ввода его в эксплуатацию потребление угля на предприятии возрастет на 600 - 900 тысяч тонн в год. На Дону имеются свои большие запасы антрацита, но экономика юга растет, да и потребителям конкуренция между поставщиками будет только на пользу.

Об оживлении экономики ДНР можно судить и по тому, какие вереницы машин с товарами стоят на российской таможне. Из-за жесткой блокады, введенной украинской стороной, местный бизнес поневоле переориентировался на восток. Многие продукты с Украины разрешается провозить на территорию ДНР только с чеками и в ограниченном количестве, так что республиканский рынок уже несколько месяцев успешно замещает украинские товары российскими.

Поворот на восток

Из-за товарной и финансовой блокады со стороны Украины в ДНР практически исчезла из обращения гривна. Поначалу, когда денежной массы стало не хватать, республика была объявлена мультивалютной зоной. Но поскольку большая часть расчетов здесь все же проводилась в рублях, постепенно торговля полностью перешла на российскую валюту. Чтобы не шокировать экономику, на некоторое время был установлен жесткий курс гривны и рубля 1:2, а затем курс отпустили. Правда, для предотвращения неоправданных ценовых скачков была создана специальная комиссия, а народные контролеры ДНР проводят рейды для выявления спекулянтов.

Российские пенсионеры на Донбассе будут получать пенсии

Рублевые ценники утвердились окончательно и повсюду, однако география поставок не ограничивается одной Россией. Министр экономического развития ДНР Евгения Самохина уже заявила о начале импорта товаров из Турции, Грузии, Молдавии и Белоруссии.

- Мы помним конец 2014 года и начало 2015-го, когда после введения экономической блокады со стороны Украины полки наших магазинов оказались практически пустыми. Сейчас везде изобилие. Начали появляться товары премиум-класса, которых раньше не было. И в целом есть выбор для населения по всем трем товарным категориям. В начале года количество субъектов, которые осуществляли внешнеэкономическую деятельность, составляло 100 предприятий, а на сегодняшний день их 931, - говорит Евгения Самохина.

Но, конечно, наиболее сильны сейчас экономические связи с Россией. А по некоторым позициям Россия является единственным поставщиком. Например, республика, испытывающая острую потребность в лекарственных препаратах, за полгода увеличила поставки российских лекарств почти в 200 раз. Аналогичная ситуация, кстати, сложилась и в Луганской Народной Республике. Коммерческие поставки в ДНР и ЛНР российских медпрепаратов выросли с трех до 590 миллионов рублей. Такие данные привел заместитель председателя Союза предпринимателей ДНР Александр Поливянов-Конотопский. При этом он отметил любопытную тенденцию: в то время как крупные фармкомпании сокращают поставки на Донбасс, опасаясь санкций, небольшие региональные производители и поставщики, наоборот, наращивают объемы. Уже сейчас их доля составляет более 75 процентов, причем основная часть мелких поставщиков находится в Ростовской области. На этом фоне ДНР пытается возродить собственное производство медицинских препаратов в Донецке и Горловке.

В ДНР с 1 апреля начали регулярно выплачивать пенсии в рублях

Также с помощью России стараются восстановить сельское хозяйство.

Так, семеноводческое хозяйство в приграничном Амвросиевском районе заложило семенные участки на площади 400 гектаров. Используют семена исключительно российской селекции. Тот же район закупает в РФ партию племенных свиноматок для возрождения свиноводческой отрасли в республике.

- Как неискушенный гурман я скажу, что в продаже присутствуют все необходимые продукты. Да, возможно, у нас сейчас нет изысканных деликатесов, но моей семье вполне хватает того, что поступает в продажу. Для меня самого, например, приятной неожиданностью оказалось изобилие рыбной продукции на прилавках. Особенно порадовали дальневосточные кальмары, - признается Игорь Антипов.

Еще одним направлением активного сотрудничества с Россией в скором будущем может стать ИТ-сфера. По крайней мере, уже сейчас власти ДНР говорят о возможном взаимодействии с российскими провайдерами. Как заявил министр связи Виктор Яценко, в следующем году планируется закупка трафика из Российской Федерации. При этом в ДНР по-прежнему смогут действовать и украинские провайдеры. Хотя их конкурентоспособность окажется под вопросом: недавно Украина на 17 процентов повысила цены на магистральный трафик.

Поезд пошел

В октябре между Донбассом и Ростовской областью наладили пассажирское сообщение. Железнодорожные пути отремонтированы и эксплуатируются в рамках программы восстановления инфраструктуры ДНР. Из-за артиллерийских обстрелов станции Донецк, Иловайск, Дебальцево и Ясиноватая-Западное были полностью или частично разрушены. Сожжены или разрезаны на металлолом десятки вагонов. К началу осени этого года большую часть проблем с подвижным составом дончанам удалось снять. И если летом по уцелевшим железнодорожным полотнам ходили исключительно грузовые поезда, то теперь Донбасс заново открыл полноценное сообщение с соседним регионом.

В Ростовской области возобновили железнодорожное сообщение с ДНР

Отправка электрички из Ясиноватой - в 6 часов 30 минут утра. Дизель относительно современный, 2012 года выпуска, производства Луганского тепловозостроительного завода. Он идет через станцию Донецк-2 (на главный железнодорожный вокзал города не заходит), Иловайск и станцию Квашино. На пограничную между Россией и Украиной станцию Успенскую поезд прибывает в 11:30. Здесь пассажиры проходят оперативный пограничный и таможенный досмотр.

Далее пассажиры могут либо выйти на трассу и ловить попутный транспорт, либо дождаться автобуса Успенская - Таганрог, который отправляется в 15:00. Большая часть пассажиров пересаживается на электричку Успенская - Ростов, которая отправляется в 12:56.

Обратно в Ясиноватую дизель-поезд отправляется в 13:30 и прибывает в 18:23. Ночные перевозки в ДНР запрещены, формально в ней действует комендантский час.

В первые дни пассажиров в дизель-поезде набиралось в среднем 15 человек. Однако через неделю пассажиропоток вырос в три раза. Стоимость проезда в донбасских электричках существенно ниже, чем в автобусах и маршрутных такси, курсирующих между Россией и ДНР. Сохранены льготы пенсионерам, ветеранам и инвалидам ВОВ, студентам и другим категориям граждан.

Восстанавливает обороты и грузовое движение в ДНР.

По словам министра транспорта ДНР Семена Кузьменко, развитие железнодорожных перевозок идет полным ходом.

- Сейчас мы выходим на показатель 250 тысяч тонн погрузки. А это оплата тарифов на перевозку, оборот и, в конечном счете, деньги, - пояснил глава транспортного ведомства республики.

Железные дороги АПК ВЭД Ростовская область Юг России