28.10.2015 15:52
Общество

Ливанов: В 2016 году зарплата педагогов вырастет

Текст:  Ирина Ивойлова
В 2016 зарплата педагогов будет расти, а бумажная нагрузка на учителей уменьшится. Об этом рассказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов на правительственном часе в Совете Федерации.
Читать на сайте RG.RU

Министр пояснил, что рост доходов педработников запланирован исходя из возможностей региональных бюджетов и напомнил: "Сейчас в школах всего 0,8 процента вакансий. В большинстве регионов выполнены требования по увеличению зарплаты учителей. За прошлый год она выросла в среднем на 11 процентов. Больше всего увеличились доходы у педагогов, работающих с детьми-сиротами и в системе дополнительного образования".

Как известно, школы работают по новым стандартам, которые затронули всю начальную школу и пятый класс. При этом на учителей значительно возросла бумажная нагрузка - надо писать программы, планы уроков, отчеты. После принятия стандартов эксперты подсчитали, сколько бумаг будет писать учитель, вышло несколько десятков страниц. Сейчас в стандарты готовятся дополнения, которые снимут излишнюю нагрузку на педагогов. Бумаги писать все равно придется, но это будут вовсе не многотомные отчеты.

Социологи определили размер "справедливой" зарплаты чиновников

Все дворцы и дома творчества, школы искусств, спортивные и художественные школы: одним словом, все учреждения системы допобразования с 2016 года перейдут на нормативно-подушевое финансирование и будут получать средства, как и обычные школы - вслед за учеником. Но учеба у нас - вещь обязательная, а кружок или секция - сугубо добровольное. И если ученик записался в сентябре, допустим, в кружок фортепиано, то в ноябре он может и бросить его. А что будет с зарплатой педагога и кто скажет, сколько должен получать руководитель хора, где занимается 30 человек и кружка фортепиано, где всего десять?

- В системе дополнительного образования действительно трудно рассчитать норматив, поэтому переход на нормативно-подушевое финансирование будет поэтапным, - пояснил министр. - Будут учитываться и особенности занятий, и то, что они не являются обязательными, как в школе.

На сегодняшний день, по официальным данным, в кружках и секциях числится 12 млн детей. Это примерно 65 процентов. По словам Дмитрия Ливанова, показатели для села такие же высокие: "Программами допобразования там охвачены две трети школьников. За последний год было построено 1600 сельских спортзалов. Во второй половине дня в школах идут занятия в кружках и секциях".

К сожалению, эта вторая половина дня во многих школах по-прежнему занята второй или даже третьей сменой. Несмотря на строительство и ремонт аварийных зданий, проблема нехватки мест в школах остается. В Пермском крае, например, таких школ - почти 20 процентов. Есть проблемы в Бурятии, на Северном Кавказе. Дмитрий Ливанов напомнил: за год в России было построено 100 школ, а в 2016 году начинается большая программа строительства новых школьных зданий.

- К 2025 году нам понадобится почти 5 млн. новых мест в школах, и думать об этом надо уже сегодня, - рассказал министр.

Именно поэтому нельзя ограничиваться только ремонтом аварийных и старых зданий. Мест там не хватит ни при каком раскладе.

А вот с детскими садами ситуация в последние годы значительно улучшилась. В 31 регионе обеспеченность составила почти 100 процентов. В целом по стране местами в детский сад обеспечены 97 процентов малышей. Что важно, не за счет сокращения ясельных групп. Тревожное положение сохраняется только в 9 регионах, где в детские сады ходят не больше 90 процентов детей.

Учителям Подмосковья будут платить дополнительную стипендию

Еще один важный вопрос, связанный с вузами - сокращение преподавателей-совместителей. Министра спросили: поддерживает ли он такую оптимизацию, ведь именно совместители иногда самые компетентные педагоги, так как знают и теорию, и практику?

- У министерства нет такой позиции - сокращать совместителей. Люди, которые совмещают практику и преподавание - плюс. Госзадание вузам не сокращалось, но есть проблема сокращения контингента, который поступает в вузы. Это связано с демографической ситуацией. Вузы активно конкурируют за студентов, и там, где их мало, возможно сокращение преподавателей, - объяснил министр позицию своего ведомства.

Продолжится увеличение целевого набора, когда студент после окончания будет обязан вернуться на предприятие, которое направило его на учебу. По словам Дмитрия Ливанова, в мединституты целевой набор составляет уже 70 процентов и через несколько лет, когда выпускники придут на работу в больницы и поликлиники того региона, который их направил учиться, проблем с кадрами будет меньше.

Образование Минобрнауки