За электронной продажей товаров и услуг - будущее. Но беда в том, что сейчас этот сегмент слабо контролируется. И наиболее уязвима сфера туризма, рассказал "РГ" президент Альянса туристических агентств России (АТА) Андрей Гаврилов в кулуарах выездной конференции по регулированию агентского рынка, которая прошла в Египте.
"Фирмы, которые занимаются интернет-продажей конкретных товаров, например, одежды, во-первых, свою продукцию где-то складируют. Во-вторых, расчет за купленный товар происходит, как правило, когда его уже доставили на дом. В туризме есть сложность, связанная со спецификой самого турпродукта", - пояснил эксперт.
В полной мере оценить качество услуги можно только вернувшись с отдыха домой. При этом деньги покупатель платит вперед. И если это делается через Интернет, риски возрастают многократно. Создать веб-сайт для продажи туров может любой желающий. И это развязывает руки мошенникам. Тем более что сейчас интернет-продажи путевок вообще не регулируются.
Назвать точное количество онлайн-агентств эксперты затрудняются, их учет не ведется. "Но если брать в расчет, что сегодня работают около 20 тысяч турагентств, то по приблизительным подсчетам, в сегменте онлайн-продаж около 2-3 процентов от общего числа", - рассказала "РГ" исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. Снизить риски в этом сегменте, по ее мнению, может только отраслевое законодательство, регулирующее сферу электронной продажи товаров и услуг, а также деятельность турагентств. В перечне поручений президента, который вышел по итогам августовского заседания Президиума Госсовета по вопросам туризма, есть пункт о необходимости создания в России федерального реестра, который должен стать гарантом, защищающим потребителей.
Чтобы вступить в реестр, надо будет выполнить ряд условий. Кроме того, присутствие в реестре будет давать право на работу, а деятельность вне реестра - незаконна. Профильным комитетом Госдумы подготовлены предложения по изменениям в КоАП. А на стадии формирования реестра важно прописать такое условие и для онлайн-агентств.
При этом ряд экспертов туриндустрии склоняется к тому, что вести реестр должно объединение туроператоров в сфере выездного туризма "Турпомощь", которое помогало пострадавшим туристам во время прошлогодних банкротств. "Мы же убеждены, что вести его должен федеральный орган исполнительной власти на бесплатной основе. Это может быть Ростуризм, Роспотребнадзор или даже министерство культуры", - отметил Андрей Гаврилов.
Стоит отметить, что до недавних пор все попытки навести порядок на туристском рынке имели отношение только к туроператорскому сегменту, то есть к тем компаниям, которые занимаются формированием и продажей туров. О регулировании агентского рынка говорят сравнительно недавно. И первыми это начали делать сами представители агентств, заинтересованные в том, чтобы в их рядах были добросовестные игроки. Ведь мошенничество или банкротство даже одной компании подрывает доверие ко всей отрасли.
Как уже писала "РГ", летом этого года члены Альянса турагентств за счет взносов создали компенсационный фонд. Деньги из него могут выделять на поддержку пострадавших туристов, если агентство - член альянса не выполняет свои обязательства по причине банкротства или некорректного ухода с рынка. Поддержка может означать компенсацию за оплату таких агентских услуг, как подбор тура или экскурсий, оформление страховых полисов, визовых документов, доставки ваучеров.
В фонде уже более миллиона рублей, деньги лежат на счету в одном из российских банков. Средства на создание фонда на сегодняшний день перечислили примерно треть членов альянса. Кстати, сейчас фонд формируется из расчета взносов в размере тысячи рублей в год. Но агентства обсуждают возможность трансформации системы взносов, например, отчислять в него около 100-200 рублей с каждой проданной путевки.
Пока же турагентский рынок в России не отрегулирован законодательно, а произойти это может не раньше следующего года, эксперты призывают туристов быть бдительными и тщательно подходить к выбору продавца тура. Стоит навести справки, как давно он работает, хороший срок - не менее пяти лет. Важен опыт менеджеров, они должны знать, что продают. Показатель - стоимость тура, она не должна быть подозрительно низкой. Ну и желательно, чтобы агентство было членом профессионального объединения.