Николай Иванович, какова программа визита спикера Совета Федерации? Какого приема ей ожидать от армянской стороны?
Рыжков: Безусловно, приема на высшем уровне. Будет встреча с ее коллегой Саакяном и членами армянского парламента, обязательно пройдут переговоры с президентом Армении Сержем Саргсяном и премьер-министром Овиком Абраамяном. По всей видимости, встретится она и с Католикосом всех армян Гарегином Вторым. Кроме того, во вторник пройдет четвертый межрегиональный армяно-российский форум, и ее визит как раз приурочен к этому мероприятию.
Три года назад и Валентина Матвиенко, и спикер Госдумы Сергей Нарышкин посещали Армению с официальными визитами. По итогам многие СМИ тогда писали, что внешнеполитическая позиция Армении не ясна или довольно туманна. Какой она видится вам сейчас?
Рыжков: Думаю, что обстановка изменилась за это время. Действительно, три года назад общество было на перепутье. Часть народа выступала за интеграцию с Европейским Союзом, однако большинство рассчитывало на вступление в Таможенный Союз. Но еще два года назад армяне заняли твердую позицию и ушли от разговоров об интеграции с Евросоюзом. Президент Саргсян проводил очень твердую линию в этом вопросе, и то, что тогда Валентине Ивановне бросилось в глаза, сегодня не будет доминировать. Будет другой вопрос, который ей наверняка будут задавать. В декабре этого года в Армении пройдет референдум, в ходе которого жителям страны предстоит определиться, хотят ли они президентскую или парламентскую республику. Я думаю, что на каком-то уровне эту тему обязательно поднимут. Я, по крайней мере, четко сформулировал свою позицию: это их дело. Если скажем "хорошо или плохо", значим, мы залезаем во внутренние дела Армении. А это с точки зрения международного такта неверно. Им жить - им решать. Без влияния со стороны иных стран.
В целом, визит Матвиенко внесет очередной вклад в укрепление отношений между Россией и Арменией?
Рыжков: Безусловно. Сейчас можно безоговорочно считать Армению нашим главным стратегическим союзником в Закавказье, если говорить, конечно, о крупнейших странах региона. У нас ведь там и большая военная база, которая находится на границе с Турцией, членом НАТО. И мы должны делать все для того, чтобы укреплять отношения с Ереваном. С Грузией, как вы знаете, отношения напряженные, с Азербайджаном мы хотя и в тесном контакте, но остаются нерешенные вопросы. Наиболее интенсивные политические процессы все равно идут на российско-армянском уровне. Подтверждение тому - прекрасные отношения у Владимира Путина и Сержа Саргсяна, они довольно часто встречаются. По линиям правительства и парламента тоже аналогичная картина. Другое дело - в экономике мы не полностью реализуем наш потенциал - из-за, главным образом, застарелой проблемы транспорта, и здесь будет, что обсудить. Но политическое взаимодействие на высоком уровне и визит Матвиенко придаст ему дополнительный импульс и статус.
В ноябре пройдет заседание российско-армянской комиссии межпарламентского сотрудничества. Станет ли ее повестка логическим продолжением программы официального визита спикера Совфеда в Армению?
Рыжков: Безусловно, мы сразу же воспримем все сигналы, особенно по линии межпарламентского сотрудничества. Правда, повестка заседаний нашей комиссии согласовывается за полгода. В этот раз будет рассмотрение культурных отношений двух стран, обсудим эту тему в Ереване. На будущий год есть договоренность, что нас примет уже Татарстан. России интересно показать своему другу динамично развивающуюся республику. И самое главное - многонациональную. Там ведь и татары, и башкиры, и русские, и украинцы, и белорусы, и евреи. А для армян национальный вопрос крайне щепетилен. Пусть посмотрят, как живет многонациональный регион.