История варшавского подростка и его семьи взята у Януша Корчака. Так вышло, что польского писателя сегодня характеризует прежде всего смерть: он был директором приюта для сирот и в 1942-м отправился с воспитанниками в газовую камеру, чтобы им не было страшно. Хотя мог избежать гибели. Но вообще-то Корчак вошел в историю и как добрый сказочник, и как мудрый педагог. Его повести "Слава", "Король Матиуш Первый" и "Когда я снова стану маленьким" и легли в основу инсценировки. О концлагере Треблинка там, понятное дело, ни слова. Однако для взрослых само имя автора создает второй план спектакля, привносит в него особую ноту грусти.
Впрочем, о детстве мы и так думаем с легкой грустью. Даже когда еще не вполне из него вышли.
Неповторимое - детство воскресает с легкостью, стоит остаться наедине с собой. Герой Бибича (актер получил за эту роль "Золотую маску") раскрывает один за другим чемоданы, где под крышками еще живет прошлое - выцветшее, но не пыльное, не поскучневшее. Игрушечные комнаты с убогой и родной обстановкой, неказистые фигурки людей. Художники Наталья Мишина и Виктор Антонов (воронежцы видели его уникальное шоу "Цирк на нитях" год назад на "Большой перемене") сделали кукол с говорящими лицами. Руки и ноги можно чуть двигать, остальное нафантазируется. Сорванцы Владек и Вицусь, глухонемая Михалинка, которой в порядке исключения разрешают просто смотреть, как другие играют, крошка Абу, которая только и умеет, что пачкать пеленки; одноногий сосед и его жена - "наоборот, толстая". Не по годам умный Олек, который знает, что в нечищеных зубах заводятся черви, читает все подряд о Наполеоне и мечтает прославиться. Маленькие дети и "маленькие люди" ХХ века.
Вспоминаются герою тяготы - папин бизнес рухнул, семья переехала в бедный район, старшие дети бросили школу и пошли работать, брат умер, самую младшую сестренку чуть не отдали на воспитание соседям. Вспоминаются большие детские события - подаренный глобус на цепочке, пожар, первая влюбленность. Вспоминаются сущие пустяки - первый снег, поездка на трамвае… "Мамино платье съела моль. Мама плакала, сердилась на нас" - даже такое вспоминается, надо же. А еще мечта о крыльях - на них можно летать в школу (за спиной Тараса сами собой проплывают в воздухе деревянные мальчишки). Вот и весь жизненный багаж, выходит. Разве мало?
В наивном спектакле Евгения Ибрагимова "маленьким людям" ушедшей эпохи (и, кажется, нынешней - авансом) дано какое-то завидное достоинство. Взрослому зрителю это придает сил. А дети… детям пока достаточно узнавать через театр себя. У них все, в том числе воспоминания, еще впереди.