- Государственные испытания аппарата "Бестер-1" проходили на борту океанского спасательного судна "Игорь Белоусов" в морских полигонах Балтийского моря. В частности, в ходе испытаний с помощью "Бестера-1" был успешно отработан эпизод по спасанию подводников путем их перевода из отсека условно аварийной подводной лодки в спасательный барокомплекс новейшего глубководного водолазного комплекса ГВК-450, - сказал Дыгало.
Кроме того, "Бестер-1" может использоваться не только с борта "Игоря Белоусова", но и с других спасательных судов ВМФ, после доставки его воздушным путем на любой из флотов.
Внутри аппарата размещается экипаж подводников-спасателей из шести человек: трое обеспечивают погружение аппарата на пункте управления, развернутом на борту спасательного судна-носителя, трое непосредственно управляют аппаратом в ходе погружений и работ на глубине до 700 метров. Все члены экипажа прошли необходимые этапы подготовки и стажировки на подводном аппарате аналогичной конструкции на Северном флоте.
Отличительной особенностью "Бестера" являются новейшие системы управления, точность позиционирования и навигации на глубине, а также наличие единой автоматизированной системы управления, более мощные и принципиально новые движительно-рулевые комплексы. Кроме того, новая камера пристыковки к аварийному выходу из подводной лодки позволяет эвакуировать людей при крене до 45 градусов. Представитель Минобороны отметил, что все предыдущие спасательные аппараты, построенные в стране и за рубежом, могли оказать помощь терпящему бедствие экипажу подводной лодки при крене аварийной подводной лодки не более 15 градусов.
"Внутри аппарата одновременно смогут размещаться 22 спасаемых подводника. "Бестер-1" имеет новую систему поточной вентиляции, что позволяет начать декомпрессию спасаемых подводников не после, а в уже в процессе всплытия. Это дает возможность сократить последующее время нахождения людей в барокамерах в ходе спасательных операций", - добавил Дыгало.
Справка "РГ"
Глубоководный спасательный аппарат проекта 18271 "Бестер-1" разработан специалистами нижегородского ЦКБ "Лазурит" и построен на "Адмиралтейских верфях". Спасательный аппарат задумывался как модернизация проекта 18270 "Бестер", который построен в 1994 году и является первым мобильным спасательным аппаратом России. Впервые практические учения по его авто- и авиатранспортировке (самолетом Ан-124) были успешно проведены в 1996 году.