Фильмы Евтеевой выполнены в особой технике светоживописи ("Эликсир", "Клоун", "Петербург", "Маленькие трагедии"). "РГ" режиссер рассказала о том, почему решила взяться за картину "Творения, или 4 Ка Велимира Хлебникова".
Ваш фильм - фантазии по мотивам произведений Хлебникова?
Ирина Евтеева: Я собираюсь экранизировать "Ка" - "сверхповесть" Велимира Хлебникова. Он написал ее в 1915 году, ровно 100 лет назад. Когда я закончила свой сценарий, то случайно обнаружила, что произошло это день в день, с разницей в столетие!
По египетской мифологии Ка - это жизненная сила, существующая отдельно от своего "господина". У Хлебникова это главный герой его повести. Ка есть и у Эхнатона (он же фараон Аменофис IV), и Нефертити, жены Эхнатона, и Акбара, правителя монгольской империи в Индии, Ашока, древнеиндийского правителя (III в. до н.э.), проповедовавшего братство и равенство. Ка не сами люди, а их материализованные души.
Хотелось бы, например, найти ассоциативный ряд птицам-стихам, которые были очень важны для Хлебникова, недаром он сам себя называл "птичий мулла" или "гуль-мулла". Будущий исполнитель роли Поэта- актер Владимир Кошевой.
Почему все же вас привлек именно Хлебников?
Ирина Евтеева: Я давно люблю его поэзию. Без Хлебникова не было бы и Маяковского, Пастернака и других поэтов. Он писал про Эхнатона, который выгнал всех богов и оставил одного Ра, способного сочинять новый мир, новые слова, речи, но он и сам был "Председателем Земного Шара", придумавшим свой мир, звуковой, лексический. Он и философ, и поэт, и совершенный ребенок в жизни. Хлебников набивал рукописями наволочку, спал на них. Это я использую в фильме. Рукопись - основное послание людям, четыре Ка несут свиток Поэту в Петроград на Каменный остров, и оказывается, что рукопись - это и девушка Лейли, возлюбленная Поэта.
Фильм заявлен как "сочинение о взаимоотношении художника и власти, времени и пространства, краски и слова"...
Ирина Евтеева: С одной стороны, это история о том, как Эхнатон передает Поэту свое Ка, благословение, привет. С другой стороны, история любви Лейли и Медлуна, героев поэмы Хлебникова. Реализма в моих фильмах нет, есть краски, свет, новые созвучия. За весну-лето мне удалось снять много всего: небо, облака, птиц, водопады. И сирень, черемуху, о которых писал Хлебникова. Придумала усадьбу Хлебникова. Костюмы для фильма сочиняем вместе с художницей Ольгой Смирновой.
А музыка?
Ирина Евтеева: И музыка тут будет странная. Мы со звукорежиссером Владимиром Персовым должны услышать, с каким звуком садится солнце. И как звучит струнное или струйное дерево, придуманное Хлебниковым.