Сегодня на парламентских слушаниях, посвященных транспортной безопасности на дорогах, депутаты были не особенно воодушевлены статистикой, которую для них озвучила замминистра здравоохранения Татьяна Яковлева. "За прошедшие с 2007 по 2014 годы число умерших от дорожно-транспортных происшествий снизилось на 22,5%, с 18,2 на 100 тысяч населения в 2007 году до 14,1 на 100 тысяч населения в 2014 году", - отрапортовала чиновник, выступая перед народными избранниками.
Тем не менее, Ирина Яровая, которая председательствовала на слушаниях, не сочла эти данные достаточно обнадеживающими. "Казалось бы снижение есть, но такое количество погибших - это то, что происходит незаметно для общества, и то, к чему общество привыкло. Это те происшествия на дорогах, которые случаются ежедневно", - сказала она. Депутат провела шокирующую, по ее словам, аналогию, согласно которой на российских дорогах ежемесячно погибает восемь самолетов. "Вы понимаете, в состоянии какой чрезвычайной ситуации мы находимся как общество, что для нас стало обыденным убийство на дорогах?" - задала парламентарий риторический вопрос.
При этом меньше количество ДТП приходится на случаи с участием общественного и грузового транспорта, 78% - это происшествия, в которых люди погибли по вине автолюбителей. Кроме того, за последние девять месяцев наблюдается рост в 10% количества ДТП с особо тяжкими последствиями, где зафиксировано более пяти пострадавших на один случай. Значительно выросло и количество ДТП - на 20,6% - с участием автобусов, водители которых находились в состоянии алкогольного опьянения. По данным профильного комитета, резко увеличилось количество ДТП с участием городских маршруток, в сотни раз возросло количество погибших (рост - 663%) и раненых (рост - 700%) в результате таких аварий. Характерно также увеличение количество ДТП с с участием автобусов пригородного сообщения - рост составил свыше 500%.
Бороться с этим, полагают в Госдуме, можно только путем дальнейшего завинчивания дорожных гаек. В качестве одной из вероятных мер Яровая предложила изменения в административное и уголовное законодательство, предусматривающие обязательные и принудительные работы для граждан в случае злостного невозмещения ими вреда пострадавшим в ДТП. По ее словам, как показала судебная практика, зачастую обнаруживают злостных и циничных уклонистов, которые делают все, чтобы избежать справедливого возмещения вреда. Нередки, например, случаи, когда лицо, признанное виновным, владеет имуществом, зарегистрированным на других граждан, в связи с чем после предъявления официальных доходов вопрос возмещения вреда становится неисполнимым. "Ужесточение законодательства для подобных и других нарушителей будет справедливо по отношению к пострадавшим, так как сегодня гуманизм больше обращен к преступнику, а не жертве преступления", - полагает Яровая. По мнению парламентария, причинение ущерба здоровью всегда влечет за собой серьезные финансовые затраты для семьи, которая попадает в тяжелую жизненную ситуацию.
Глава комитета по безопасности и противодействию коррупции также обратилась к Татьяне Яковлевой, призвав Минздрав исключить в законопроекте об освидетельствовании водителей разрешенную норму наркотика в организме. "Мы видели проект этого документа, и какая-то горячая голова предложила ввести допустимые показатели наркотиков. Огромная просьба не допустить такого же безобразия по наркотеститрованию, какое существует по алкотестированию", - заявила Яровая. Она напомнила, что действующее законодательство предусматривает предельно допустимый уровень содержания алкоголя в организме водителя, соразмерный погрешности алкотестера.
По мнению депутата, уровень наркотизации среди населения и так "сумасшедший". "У нас 8 миллионов латентных потребителей наркотиков, в том числе те, кто имеет право на управление транспортным средством", - подчеркнула парламентарий, призвав правительство всерьез задуматься над этой проблемой.
Беспокоит парламентариев и тот факт, что россияне считают высоким уровень коррупции в ГИБДД (по данным недавнего опроса ВЦИОМ, именно эта структура занимает первую строчку коррупционного "антирейтинга"). "Нас тревожит, что опросы населения показали самый высокий уровень коррупции, по оценкам граждан, именно в ГИБДД. Мы не исключаем, что такой высокий уровень оценки коррупции связан с тем, что появились договорные отношения именно по факту установления наличия или отсутствия алкогольного или наркотического опьянения", - сказала Яровая. "Когда пил, не пил - понятно. А когда пил, но сколько, здесь уже могут состояться и договорные отношения", - считает депутат.