Второй год подряд рынок микрофинансирования демонстрирует понижательную динамику. По итогам 1-го полугодия 2015 года темп прироста совокупного портфеля МФО составил около 10% против 18% за аналогичный период прошлого года. Тем не менее наблюдаемая динамика микрофинансирования заметно лучше ситуации в смежных сегментах банковского рынка, для которых характерно существенное сжатие в размерах. Так, по итогам первых шести месяцев 2015 года портфели необеспеченных потребительских кредитов ФЛ и кредитов МСБ сократились на 8,5% и 7,8% соответственно.
Замедление рынка микрозаймов в 1-м полугодии 2015 года коррелирует с ситуацией на рынке банковского кредитования и имеет общие для обоих рынков причины. С одной стороны, к ним относится снижение реальных доходов населения и деловой активности бизнеса, а с другой - рост стоимости фондирования и ужесточение кредитных политик участниками обоих рынков. Значимое влияние на динамику портфеля микрозаймов в 1-м полугодии 2015 года также оказала "чистка" государственного реестра Банком России (с начала года реестр покинули более 900 МФО). По итогам первой половины 2015 года заметно, что темпы прироста портфеля микрозаймов ФЛ опережают темпы прироста портфеля микрозаймов бизнесу. В результате в структуре рынка наибольшую долю занимают потребительские микрозаймы ФЛ (около 45%; прирост - 10% за 1-е полугодие 2015 года), микрозаймы бизнесу (38%; прирост - 5%) и сегмент микрозаймов "до зарплаты" (17%; прирост - 25%).
Лидером рынка по совокупному размеру портфеля микрозаймов остается компания "Домашние деньги" из сегмента потребительских микрозаймов ФЛ (размер портфеля - 5,9 млрд рублей; +11% за 1-е полугодие 2015 года). С третьего на второе место за 1-е полугодие 2015 года переместилась группа компаний "Деньги сразу" из сегмента микрозаймов "до зарплаты" (1,9 млрд рублей; +31%), сместив компанию из сегмента потребительских займов ФЛ - "МигКредит" (1,6 млрд рублей; -1%). По объему выданных микрозаймов за 1-е полугодие 2015 года лидерство сохраняют за собой компании "Магазин малого кредитования" (торговая марка "Быстроденьги") из сегмента микрозаймов "до зарплаты" (4,6 млрд рублей; +14% относительно 1-го полугодия 2014 года) и компания "Домашние деньги" (2,4 млрд рублей; -5%). Тройку лидеров замыкает группа компаний "Деньги сразу" с объемом выданных микрозаймов 1,5 млрд рублей и приростом 17%. Отдельно необходимо отметить динамично развивающихся онлайн-игроков из сегмента микрозаймов "до зарплаты". Лидерами по объемам выдачи микрозаймов за 1-е полугодие 2015 года являются компания "Мани Мен" (506 млн рублей; прирост +179% относительно 1-го полугодия 2014 года), компания "Панда" (торговая марка MILI) (257 млн рублей; +864%) и компания "Займо" (216 млн рублей, +252%).
Как уже было отмечено ранее, в качестве ключевых препятствий для роста портфеля микрозаймов МФО в 1-м полугодии 2015 года выступили сложности с привлечением рыночного фондирования и сознательное ужесточение кредитных политик множеством компаний в связи с негативной обстановкой в экономике страны. За 1-е полугодие 2015 года доля привлеченных от ФЛ займов у МФО - участников исследования - в среднем снизилась примерно на 5 п. п. и достигла доли 20% их пассивов. Аналогичная ситуация наблюдается и по привлеченным средствам от банков - снижение доли примерно на 8 п. п. (до 27% от пассивов). Удорожание пассивной базы банков с момента повышения ключевой ставки Банком России в конце 2014 года отразилось и на общей стоимости привлеченных средств МФО в 1-м полугодии 2015 года (см. график 1). Средний уровень процентных ставок по рыночным источникам фондирования для МФО увеличился в указанный период примерно на 5 п. п. и достиг 26% (на основе данных по выборке участников исследования).
Давление на объемы выдачи микрозаймов в первой половине 2015 года оказало увеличение "неработающих" активов на балансе МФО (см. график 2). По результатам анкетирования участников рынка, за 1 полугодие 2015 года темп прироста портфелей микрозаймов участников исследования оказался в полтора-два раза ниже, чем темп прироста доли займов с просроченными свыше 30 дней платежами в их портфелях. По нашим оценкам, совокупная доля микрозаймов с просроченными свыше 30 дней платежами за первую половину 2015 года на балансах МФО - участников исследования - выросла примерно на 6 п. п. и составила порядка 43% по состоянию на 01.07.2015. При этом накопление на балансах просроченной задолженности может свидетельствовать о попытках компаний максимально извлечь прибыль (за счет последующей реструктуризации этой задолженности), так как продажа коллекторам такой задолженности наименее выгодна (в среднем дисконты составляют свыше 90% от номинала). Данная ситуация в наибольшей мере характерна для МФО из сегментов потребительских микрозаймов ФЛ и микрозаймов бизнесу (совокупно занимают более 80% рынка). Таким образом, рост "проблемной" задолженности снижает чистые денежные потоки внутри компаний, что затрудняет возможности МФО по фондированию своих операций за счет текущей деятельности.
В условиях стабилизации годовой инфляции примерно на уровне 13% и ключевой ставки в диапазоне 10-11% мы прогнозируем, что по итогам 2015 года портфель микрозаймов вырастет на 25% - до 63 млрд рублей (см. график 3). Рост рынка до конца 2015 года и в 2016 году будет происходить преимущественно за счет микрозаймов ФЛ, в том числе в связи с усилением активности МФО, специализирующихся на онлайн-микрозаймах. Кроме того, уже в ближайшей перспективе рост рынка микрозаймов может обеспечить большее проникновение микрофинансовых услуг в регионы страны в связи с сокращением там банковских точек присутствия. В результате по итогам 2015 года прирост портфеля микрозаймов бизнесу составит примерно 10%, портфель потребительских микрозаймов увеличится примерно на 30%, а наиболее динамичный рост мы ожидаем от портфеля микрозаймов "до зарплаты" (около 50%, см. график 4).