Возможность заключать договоры с физлицами дистанционно появилась в конце прошлого года - поправки в законодательство отменили необходимость личной явки клиента в офис для проведения идентификации. В октябре минкомсвязь одобрило подключение семи компаний-участников рынка ценных бумаг к единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) для выполнения упрощенной идентификации клиентов-физлиц. Ожидается, что с 2016 года идентификацию клиента без явки в офис компании также можно будет проводить через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
"Люди в принципе пока не понимают, зачем им открывать брокерский счет, покупать акции, а на деле в России это еще и очень сложно, - отметил заместитель генерального директора ИК "Фридом Финанс" Дмитрий Панченко. - Особенно актуально это для регионов: в Москве офисы есть у всех брокеров, клиент может без проблем приехать или можно отправить к нему консультанта, а доступ регионов к фондовому рынку сильно ограничен". По мнению эксперта, нововведения упростят доступ к рынку, т.к. появилась понятная и для брокеров, и для клиентов законная процедура удаленной идентификации: "Сейчас на всю Россию людей с необходимой для заключения дистанционных брокерских договоров электронной цифровой подписью 6,5 млн. Это в принципе немало. Но в ближайший год эта цифра может удвоиться, люди осваивают новые технологии, и наличие такой подписи облегчает жизнь".
Руководитель управления технической поддержки и эксплуатации торговых и учетных систем ИХ "ФИНАМ" Дмитрий Анциферов обратил внимание, что главная ценность изменений - это термин "простой электронной подписи". К таковой, например, можно отнести получение СМС, в котором будет некий код, который и будет являться простой электронной подписью. Для тех из профучастников, у кого внедрен электронный документооборот, это упростит открытие счетов клиентов, снизит издержки на офисы и привязку клиентов к офису. По словам Анциферова, вероятно, упрощение привлечет некое количество дополнительных инвесторов на рынок, но это не самый главный аспект их привлечения. "Инвестор приходит на рынок ценных бумаг за выгодой в большей степени, чем за технологичностью с применением СМС или электронной подписи. Однако событие все же знаковое, и его значение не стоит преуменьшать", - отметил он.
Пока, судя по результатам опросов, россияне не слишком склонны инвестировать. Например, о доступном с 1 января этого года индивидуальном инвестиционном счете (ИИС) по-прежнему не слышали около трети респондентов (по данным НАФИ). Инструмент был призван стать альтернативой депозиту, и часть потенциальных инвесторов готовы отдать ему предпочтение, если условия будут более выгодными, чем по вкладам. Впрочем, и вкладов-то, по данным исследования Superjob, нет у 70% россиян. Руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирина Лобанова отметила, что 41% россиян считают, что риски инвестирования на фондовом рынке можно снизить, если покупать широкий набор акций и облигаций, а 30% не уверены в том, что вероятность потерять все деньги ниже, если сберегать их не в одном, а в нескольких местах. По ее словам, сейчас рано делать выводы о востребованности индивидуальных инвестиционных счетов. Так считают и профучастники рынка.
"С учетом того, что ИИС действуют менее года, процент неосведомленности не столь уж высокий, - отметил руководитель направления "комплексные финансовые решения" БКС Игорь Соболев. - Когда первые граждане получат в 2016 году налоговый вычет от государства, может включиться эффект "сарафанного радио", и доля тех, кто еще не в курсе, резко сократится. Максимальный рост интереса к ИИС мы ожидаем к марту". Сейчас средний счет по ИИС составляет чуть более 300 тыс. руб. (при максимально возможных 400 тыс. руб.).