10.11.2015 00:43
Экономика

Отказ от грузовых ж/д перевозок привел к проблемам вагоностроителей

Автотранспорт переманивает важный груз у железной дороги
Текст:  Ангелина Жукова
Российская газета - Спецвыпуск: Металлургия №253 (6824)
Ежегодно в России собирается несколько десятков миллионов тонн лома черных металлов. В бытовом понятии - это мусор.
Читать на сайте RG.RU

Но на самом деле это ценное металлургическое сырье, особенно для мини-заводов, некоторые из которых исключительно под лом и "заточены". Но мало этот лом собрать. Его еще надо доставить к месту утилизации.

"Умные" грузовики сделают рынок дальних перевозок более эффективным

Если еще несколько лет назад до 90 процентов лома перевозилось железнодорожным транспортом, то сейчас борьба за "ценный" груз идет между автомобильным и речным. По итогам 2014 года сбор лома в России составил 33 миллиона тонн, из которых по "железке" перевезено лишь 16 миллионов. Большинство грузовладельцев делают выбор в пользу автомобильного транспорта, при доставке на расстояние до 700-1000 километров он оказывается выгоднее. На внутреннем рынке в перевозках участвует около 6,5 миллиона единиц грузового автотранспорта.

Эксперты сходятся во мнении, что для создания новых логистических моделей требуется модернизация инфраструктуры, обновление транспортного парка и регулирование тарифной политики. Денис Мазурин, директор по развитию бизнеса "РЖД Логистика", рассказал, что нужно развивать комплексные логистические услуги на базе грузоперевозок. "На железной дороге объемы перевозок падают, рынок транспортно-логистических услуг не растет, и такая тенденция будет в ближайшие два года. Сейчас небольшие компании начинают задумываться о сокращении издержек не просто в вопросах тарифных и вагонных составляющих, а организации логистических процессов на собственных предприятиях", - говорит Денис Мазурин.

Акцент: В России примерно 230 тысяч грузовых вагонов с истекшим сроком службы, которым прямая дорога в лом

Уменьшение объемов железнодорожных перевозок приводит к проблемам у вагоностроителей. По словам Михаила Бойко, начальника управления продвижения продукции "Уралвагонзавод", спрос на грузовые вагоны начал падать с 2012 года. В первом полугодии вагоностроители выпустили чуть больше 12 тысяч грузовых вагонов, что на 60 процентов меньше прошлого года. Но тут помимо снижения перевозок есть и другая причина - несвоевременное списание вагонов с истекшим сроком службы, которым тоже прямая дорога в лом. С 2008 по 2014 год в эксплуатацию было введено 472 тысячи новых вагонов, что на 230 тысяч больше, чем списано старых. Парк вырос с 1 миллиона грузовых вагонов до 1230 тысяч. При этом роста спроса на новые вагоны в ближайшее время не ожидается, если только волевым решением в лом не отправить старые.

Металлолом внесен в список важных товаров внутреннего рынка

Евгений Реутов, заместитель начальника управления регулирования транспорта ФАС России, рассказал о решениях, которые могут помочь наладить ситуацию на железных дорогах - модули коммерческой инфраструктуры рынка (КИР). "В КИР задействованы все участники перевозочного рынка, владельцы подъездных путей, операторы, владельцы инфраструктуры, вагоностроители, перевозчики и грузовладельцы. В следующем году будут запущены два новых модуля по продаже грузовых вагонов на открытых торгах, на которых будет задействован механизм двойного (встречного) аукциона", - сообщил он.

Сегодня уже действует два модуля "купля-продажа деталей грузовых вагонов" и "временное размещение вагонов на подъездных путях". По словам чиновника, они облегчают работу между собственниками подвижного состава и покупателями лома. КИР развивает конкуренцию на рынке реализации лома, образующегося после ремонта железнодорожных вагонов, позволяет приобретать высококачественные марки лома. "Количество модулей не ограничено, они будут добавляться по мере необходимости", - сказал Евгений Реутов.

Промышленность Железные дороги