- Особенность этой экспедиции в том, что она, в основном, занимается древнерусской археологией, - отметил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. - Нет, они, конечно, занимаются и археологией Петербурга, копают и на территории Эрмитажа, но главное для них все-таки - древнерусская археология. Они работали и работают в Киеве и Суздале, Владимире и Полоцке.
Эти работы, по мнению Михаила Пиотровского, "принципиальны для сохранения памятников". Во-первых, потому что экспедиция - то место, где возникают правильные представления о древнерусской архитектуре и ее эволюции. А во- вторых, потому что экспедиция и есть та инстанция, которая определяет параметры сохранения и сбережения архитектурных памятников.
Экспедиции сегодня приходится исследовать территории, которые политически разделены. К сожалению. Прервались работы над церквями в Киеве, долго исследуемыми совместно и украинскими, и русскими коллегами, но сотрудничество с украинскими археологами все равно продолжается.
- Один из ведущих археологов Украины не смог прилететь к нам на конференцию, сейчас это трудно, но прислал поздравление, в котором говорит о том, что археологи - это одна семья, люди с одинаковыми научными взглядами, привыкшие к сотрудничеству.
Археологи из Белоруссии на конференцию приехали, в республике сегодня ведутся серьезные реставрационные работы в Полоцке.
- Работа русских, белорусских и украинских археологов - один из тех культурных мостиков, которые реально существуют, - говорит Михаил Пиотровский. - Когда всякие конфликты прекратятся, культурные связи обязательно возобновятся, потому что они не могут исчезнуть.
- Обычно считается, что мы занимаемся археологией, - поясняет зав. сектором архитектурной археологии Эрмитажа Олег Иоаннисян. - И в какой-то степени это так, но вообще наши исследования - это неотъемлемая часть архитектурной реставрации. Археологическое изучение памятника, по его словам, это изучение не только того, что находится в земле, но и исследование любого здания.
- Занимаясь памятниками древней Руси, мы изучаем сами здания, уточняем, что переделывалось, что сохранялось, диагностируем их состояние,- подчеркивает Олег Иоаннисян. - Это направление, между прочим, возникло еще в рамках императорской археологической комиссии.
Это традиционное направление, которое легло в основу и археологического изучения архитектуры, и архитектурной реставрации еще в конце XIX века, сегодня сохранилось только в стенах Эрмитажа.
- Раньше мы работали совместно с ленинградским отделением института археологии, но с конца 80-х годов основная нагрузка легла на Эрмитаж, - поясняет Олег Иоаннисян. - Музей поддержал уникальное направление и буквально перетащил его к себе.
- Мы сравнивали древнерусскую архитектуру с архитектурой древней Руси до монгольского завоевания и смотрели на все, что происходило в Киеве, Новгороде, Чернигове, Смоленске, Владимире как на единый процесс и единую культуру с небольшими локальными различиями, - объясняет Олег Иоаннисян. - Нередко в разных древнерусских городах работали одни те же мастера: сегодня они в Прикарпатье, а завтра - в Северо-Восточной Руси, в Переславле-Залесском. И мы теперь знаем, откуда появились мастера, первыми пришедшие на Русь, после ее крещения Владимиром Святославовичем. Не только из Константинополя они приходили, но были среди них и болгары. А в строительстве древних храмов в Чернигове значительную роль сыграли мастера с Северного Кавказа - авары или абхазы. А когда через Киев пришли константинопольские мастера, они оказались в Новгороде.
В течение многих лет архитектурно-археологическая экспедиция показывает все эти культурные связи и продолжает сотрудничество, несмотря на все кризисы в межгосударственных отношениях. Потому что предмет их внимания убеждает их - народ тут один, и культура одна.
И поэтому на конференцию все-таки приехали докладчики из Чернигова, Полоцка, Кишинева.
Перспективы архитектурно-археологической экспедиции сегодня, по словам Олега Иоаннисяна, во многом зависят от того, насколько будет воссоздана реставрационная отрасль в России.
- Она сейчас погублена, и хуже, чем что-нибудь еще, - говорит Олег Иоаннисян. - Очень многое будет зависеть от воссоздания системы образования и подготовки кадров.
На вопрос "Какой из исследуемых вами памятников самый любимый?" он отвечает: "Всегда тот, над котором работаю сейчас".
А сейчас экспедиция Эрмитажа по просьбе Белорусского министерства культуры исследует Спасо-Преображенский собор Ефросиньевского монастыря в Полоцке. "Там стоят очень сложные реставрационные и очень интересные исследовательские проблемы".