Поэтому врач должен сделать все в интересах конкретного пациента, но не имеет права причинить ему вред даже во имя будущих излеченных.
Современная наука пока обладает лишь несколькими фрагментами этой теории. Значительная их часть была создана в Санкт-Петербурге под руководством академика Натальи Бехтеревой. В честь 90-летия со дня ее рождения и 25-летия созданного ею Института мозга человека в Северной столице состоялась конференция "Здоровый и больной мозг человека". На форуме были представлены последние достижения мировой науки в изучении мозга.
По словам директора института, члена-корреспондента РАН Святослава Медведева, одна из важных проблем в психиатрии - это проведение четких границ между больным и здоровым человеком. Многие годы именно это оставалось единственным направлением медицины, где не использовалась диагностическая аппаратура. И только сейчас психиатры получили инструмент, который позволяет четко предсказывать возникновение психозов. Известный финский ученый Ристо Наатанен открыл среди многих волн, которые фиксируются в мозге, одну, характерную для возникновения подобных состояний. Ученый показал, как на разных стадиях шизофрении меняется этот показатель.
В Институте мозга получены интересные результаты, связанные с состоянием длительной комы. К примеру, ученые могут предсказывать, имеет ли смысл лечить и возвращать к более или менее нормальной жизни человека через два-три года комы. Еще одну работу института можно назвать настоящим откровением. Известно, что нередко долго находящиеся без сознания больные сильно напряжены, их мышцы буквально скручены спазмом. И здесь помогает укол препарата на основе ботулинотоксинов, которые применяются в косметологии для борьбы с морщинами. А у больного расслабление мускулатуры способствует восстановлению сознания. Разработано теоретическое обоснование этого феномена.
- Мы не знаем общей теории мозга, - говорит Святослав Медведев. - Не найдены ответы на ряд принципиальных критических вопросов. Это своего рода точки сингулярности, после прохождения которых открывается совершенно новый путь. Как если бы мы достигли вершины огромной горы и увидели за ней новую, другую страну. А мы сейчас не дошли даже до подножия этой вершины. Знаем всего лишь несколько законов работы мозга.
Профессор ИМБП член-корреспондент РАН Инесса Козловская изучает мозг космонавтов, когда они возвращаются из невесомости к условиям гравитации. На орбите мозг серьезно перестраивается: многие его навыки перестают работать. Приземление позволяет изучать возвращение моторных навыков. Это моделирует ситуацию неврологических расстройств, когда человек, к примеру, не может ходить.
Сотрудник института Максим Киреев изучает работу мозга в условиях сознательной лжи, когда задействован так называемый детектор ошибок. В нормальных условиях он не дает нам, условно говоря, прийти на работу в купальнике или есть суп вилкой. Точно так же детектор не дает человеку на уровне физиологии получать удовольствие от обмана. Мозг реагирует на ложь как на некорректное действие, на ошибку. Ученые доказали: что у каждого человека есть совесть! Просто она может опираться на разные понятия, что хорошо или правильно.
Теме стволовых клеток посвящен доклад академика РАН Владимира Смирнова. К ней нельзя относиться как к панацее, но это "микроаптечка", и уже понятно, где ее можно применять, а где не имеет смысла. К примеру, при лечении галлюцинаций или шизофрении применение стволовых клеток не дает результатов. Но зато они перспективны для восстановления после инсультов. Стволовые клетки могут совершить прорыв в офтальмологии, считают некоторые ученые.
Сегодня итогом теоретических исследований все чаще становится решение сугубо прикладных задач, когда новые знания проникают из науки в клиническую практику и тем самым дают ей новый материал для исследований. Однако все затронутые на форуме проблемы в той или иной степени пытаются найти ответ на вопрос: как парадоксы сознания и речь порождаются мозгом, как они связаны причинно и, в конечном итоге, что есть человек.