Немногим лучше обстановка и в других "горячих точках" на линии разграничения, в том числе под Дебальцево и Луганском, где целями снова становятся котельные, трансформаторы и иные объекты жизнеобеспечения. Создается впечатление, что украинская сторона - сама или по наущению американских советчиков - решила повернуть минский процесс вспять.
Как-то вдруг изменилась сама риторика официального Киева. Например, в среду секретарь Совбеза и один из главных "ястребов" Александр Турчинов заговорил о возможном возобновлении военных действий, почему-то со стороны России, и предупредил, что "мирный процесс не перешел ту черту, когда он становится необратимым". Вслед за ним и президент Порошенко заявил, что ситуация имеет "устойчивую тенденцию к обострению", и разрешил своим войскам открывать превентивный огонь. Подобных угрожающих заявлений от них не было слышно с сентября, и потому вкупе с очередными пассажами о "российской агрессии" и неких обязательствах России, которые она не исполняет, они имеют особый смысл.
Спустя длительное время и украинские СМИ заполонили интервью с "киборгами" и прочими "воинами света", которым скучно на зимних квартирах, и они уже готовы буквально "грызть дула русских танков", если вдруг закончатся патроны. Не отстают и западные коллеги. Например, британская "Таймс", выдавшая репортаж с украинской передовой в Песках, в котором корреспондент даже не пытался скрыть то, что ВСУ активно используют крупнокалиберную артиллерию, минометы и прочие типы вооружений, которые в соответствии с Минскими соглашениями должны быть отведены в согласованные хранения. Да и сами украинские военные в социальных сетях откровенно хвастаются искусством маскировки якобы "отведенного" оружия от глаз наблюдателей ОБСЕ и дают рецепты, как из установки залпового огня с помощью подручных средств и брезента сделать тентованный грузовик. Наконец, о накоплении сил и техники ВСУ, включая переброску двух вертолетных эскадрилий в прифронтовые районы, сообщает и разведка министерства обороны Донецкой народной республики (ДНР). В то время как в среду СЦКК подтвердила выполнение ЛНР и ДНР всех обязательств в рамках соглашения об отводе от линии соприкосновения военной техники и вооружений калибра менее 100 миллиметров.
Заметно, что обострение произошло внезапно, и оно совершенно не соответствует ходу процесса политического урегулирования, происходящего в Минске. Там переговоры всех подгрупп наконец приняли регулярный и, как кажется, конструктивный характер: обсуждается разминирование, восстановление инфраструктуры и даже украинский вариант избирательного законодательства для республик Донбасса. Впрочем, на днях украинский Центризбирком заявил, что выборы в ДНР и ЛНР могут пройти не раньше чем через три года, что противоречит тексту соглашений и что может рассматриваться как признак нарастающей конфронтации.
При этом в Киеве, обвиняющем Донецк, Луганск и Россию в нежелании исполнять соглашения, не желают отвечать на вопрос, зачем и кому это выгодно. Республики, куда начали возвращаться беженцы, где восстанавливается железнодорожное сообщение между столицами и Россией, возобновляет работу экономика - более 300 производств и иных предприятий вновь запущены только в ДНР, явно не заинтересованы в войне и отказе от мирного строительства.
Зато интерес Киева в очередном витке военного противостояния и отказе от Минских соглашений вполне объясним. Понятно желание вновь воспользоваться фактором "российской агрессии" для сплочения общества и политического класса. На боевые действия спишут стагнацию экономики вместе с энергетическим кризисом и более чем вероятным дефолтом. И потом, война - единственная возможность удержать в узде как людей с оружием, все чаще ругающих власти и грозящих приехать в Киев с вполне понятными целями, так и нацистов, вынашивающих планы свержения Порошенко.
Впрочем, непонятно, чьего интереса здесь больше - украинского или американского. Реанимировать "горячую точку" на Донбассе на фоне боевых действий в Сирии, сорвать возможное снятие с России санкций и в целом прекратить не зависящий от Вашингтона минский процесс, возложив вину на "страну-агрессора", - интерес куда более глобальный, чем простая попытка скрыть масштабное воровство в Киеве и продлить чье-то пребывание у власти. В конце концов, не для того США вкладывались в переворот на Украине, чтобы просто дать заработать на этом действующему президенту.
Ситуация в ЛНР и ДНРПочему ушел с поста руководителя запрещенной в России экстремистской группировки "Правый Сектор" (ПС) Дмитрий Ярош? Ответить на этот вопрос "РГ" попросила руководителя киевского Института украинской политики Константина Бондаренко.
- Мне кажется, решение Яроша во многом вынужденное - его заставили люди из его же окружения, поставили перед фактом, выдали "черную метку". Дело в том, что сам по себе он все же более умеренный, чем его бойцы. Ярош - депутат Верховной рады и в целом примерял на себя роль системного, почти европейского политика, пытаясь как-то "облагородить" ПС, чем и вызвал недовольство в руководстве организации. Окружение решило, что он - тормоз на пути продолжения "национальной революции". Тем более если воспринимать ПС как бизнес-проект, которым он во многом сегодня является, то с его помощью легче всего зарабатывать деньги как раз в условиях "революционных", нежели мирных. Думается, это тоже сыграло свою роль в его вынужденном уходе, как и память о том, чем оканчивается обычно раскол в рядах украинских националистов - неугодных бывших "побратимов" обычно уничтожают. Его уход, к слову, - проблема и для Порошенко - вариантов мирного решения проблем с ПС у него фактически не осталось.
Подготовил Павел Дульман
Между тем
Литовские инструкторы проведут обучение украинских военнослужащих. Пятнадцать военнослужащих из мотопехотного батальона имени князя Альгирдаса прибудут в скором времени на Украину. Тренировки пройдут на Яворовском полигоне западнее Львова. Об этом сообщает минобороны Литвы. Литовцы научат военнослужащих Вооруженных сил Украины ведению наступательных действий. Сообщается, что инструкторы из Литвы согласуют учебную программу с представителями армии США. Учитывая рост напряженности на линии разделения между ВСУ и ополчением ДНР, эксперты не исключают, что полученные знания и навыки украинские военные используют в Донбассе.
Подготовила Надежда Ермолаева