Во-первых, почти в два раза снижен тариф. С 3,06 рубля до 1,53 рубля за километр пути. Решено, что он останется на этом уровне до начала марта следующего года. Однако Минэкономразвития ранее объявило, что намерено бороться за то, чтобы этот тариф сохранился до 2017 года.
Во-вторых, Минтранс принял решение не применять штрафы до марта (за исключением Московской области), чтобы у перевозчиков было время оборудовать свой транспорт.
В-третьих, владельцы фур, которые не успели получить приборы для оплаты проезда, смогут купить одноразовые "билеты на проезд". Надо будет зайти на сайт системы оплаты "Платон", ввести номер своей машины и данные о маршруте. Этим могут воспользоваться индивидуальные предприниматели и малые компании. Крупные транспортные фирмы практически все заранее зарегистрировались в системе "Платон". Многие мелкие перевозчики купили маршрутную карту на месяц.
Перед запуском системы взимания платы в счет возмещения вреда федеральным автодорогам общего пользования с транспортных средств разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн в Росавтодоре были проведены переговоры с представителями рынка грузоперевозок. Тогда-то и оказалось, что не все компании успели вовремя пройти регистрацию в системе взимания платы и протестировать ее. Поэтому были приняты дополнительные компромиссные решения, учитывающие интересы как бизнеса, так и государства. Была упрощена процедура оформления маршрутных карт, сокращен перечень документов, которые нужно предоставить для получения бортового устройства. Отказались от необходимости внесения обеспечительного платежа при заключении договора безвозмездного пользования бортовым устройством. То есть не нужно оставлять залог за прибор, который будет считать пробег и фиксировать, оплачен он или нет.
Тем не менее в конце прошлой недели в СМИ прошла информация, что введение платы для фур нарушит снабжение магазинов, в том числе и продуктовых. Но сами представители торговли это опровергли. Как уже писала "РГ", в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) исключили возникновение серьезных трудностей с поставками продуктов питания в сетевые магазины. По информации исполнительного директора АКОРТ Андрея Карпова, ряд компаний уже получил необходимую аппаратуру. Какие-то задержки потенциально могут быть, сказал он, но вряд ли они будут серьезными.
Что касается прогнозов о резком подорожании продуктов из-за введения сбора, то директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина не видит объективных причин для этого. В разговоре с "РГ" она прикинула удорожание одного килограмма огурцов, доставляемого в столичный регион из Черноземья. При расстоянии, примерно, в 1200 километров и загруженности фуры в 20 тонн, подорожание килограмма при нынешнем тарифе составит 9 копеек. Если фура будет везти 10 тонн огурцов, подорожание составит 18 копеек. Даже если тариф увеличится вдвое, прибавка в цене составит чуть больше 36 копеек. В себестоимости продовольственных товаров перевозка занимает от 4 до 10 процентов, уточнили "РГ" в Росавтодоре.
Подробнее читайте в свежем номере "Российской газеты" за 16 ноября 2015 года
Справка "РГ"
Один грузовик с разрешенной максимальной массой больше 12 тонн наносит такой же вред дорожному полотну как 24 тысячи легковых авто, подсчитал директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Михаил Блинкин. А по российским дорогам сейчас курсируют около двух миллионов 12-тонников.
И во многих странах с большегрузов взимается плата за проезд. А в Европе транспортная политика при перевозке грузов на расстояние более 500 километров предусматривает приоритет железнодорожного и водного транспорта, а не автомобильного.