Суммы определены на основании установленных КоАП штрафов, пересчитанных с учетом инфляции за период с 2002 по 2014 годы. За повторное правонарушение законопроектом вводятся штрафы в размере от 10 до 20 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет.
"Правительство свою законодательную инициативу объясняет тем, что КоАП РФ был введен в действие в 2002 году, с тех пор размеры штрафа не корректировались с учетом инфляции. Однако такая мотивировка и предложение по размерам штрафов представляются не совсем верными, - отмечает Владимир Старинский, управляющий партнер коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры". - Эффективности пресечения грубого нарушения требований к ведению бухучета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности можно добиться только штрафами в сотни тысяч рублей или кратными суммам занижения финансовых показателей. 5-10 тыс. руб. смешная сумма даже для малого бизнеса".
Напомним, за административные правонарушения, предусмотренные главой 18 КоАП (административные правонарушения в области защиты госграницы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ), установлено наказание от штрафов в сотни тысяч рублей для организаций до административного приостановления деятельности, а за недоплату в бюджет или обман собственников организации 5-10 тыс. руб. Если же установить серьезную ответственность для должностных лиц, то многие бухгалтеры будут отказываться от самостоятельного нарушения требований к ведению бухучета и составлению бухгалтерской отчетности либо от незаконных требований руководителей, добавляет Владимир Старинский.
Законопроект также дополняет состав правонарушения действиями, которые запрещены законодательством РФ о бухучете (регистрация не имевших место фактов хозяйственной жизни, мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета; ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухучета; составление бухгалтерской отчетности не на основе данных регистров бухгалтерского учета и пр.).
По мнению авторов, поправки повысят эффективность пресечения грубого нарушения требований к ведению бухучета. Однако юристы считают действующие меры ответственности главных бухгалтеров достаточными и разумными. "Еще большие штрафы за грубые ошибки при ведении бухучета не будут мотивировать бизнес к открытости или эффективности, - уверен Александр Трифонов, эксперт юридического сервиса "48Prav.ru". - Если перед кем-то стоит задача показать кривой баланс или якобы масштабную деятельность, например в целях получения еще больших кредитов, то о штрафах и ответственности никто не думает. Да вы установите хоть смертную казнь за нарушения в бухучете - все равно ошибки были, есть и будут, тем более кто будет определять ошибки? ФНС? Арбитраж? Так у налоговых органов план, они на 100% заточены на шаблонные ошибки, кстати, так же, как и аудиторские компании при выявлении типовых рисков годовых аудитов".
Ольга Черевадская, заместитель генерального директора "Аудит Эксперт", также уверена, что нельзя говорить о кардинальном повышении эффективности пресечения грубого нарушения требований к ведению бухучета: "Во-первых, суммы вводимых штрафов не столь значительны, чтобы предприниматели задумались о строгом соблюдении законодательства, регулирующего бухгалтерский учет. Во-вторых, норма, действующая в настоящее время, не работает в полную силу. Так, нередко в аудиторском заключении, в котором выражается мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражены существенные искажения показателей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, в том числе превышающие 10%. При этом административная ответственность для экономических субъектов не наступает, хотя аудиторское заключение носит общественно-публичный характер и нередко размещается в СМИ. Кроме того, не все предприниматели (около 40%) не только не представляют бухгалтерскую отчетность в органы статистики, но и не формируют ее".
Законопроект вряд ли имеет цель пресечь нарушения, поскольку способы выявления грубых нарушений ведения бухгалтерского учета остались неизменными - это камеральные и выездные налоговые проверки. Иные способы выявления таких нарушений по сути отсутствуют, убежден Александр Житнич, управляющий партнер юридической компании "Алариус Консалтинг": "В ходе же проверок привлечение к административной ответственности за нарушение правил бухгалтерского учета по сложившейся практике скорее исключение, поскольку процедура привлечения к административной ответственности сложнее, нежели к налоговой ответственности. Однако повышение штрафов и увеличение сроков на привлечение к ответственности могут создать дополнительный стимул для налоговых органов увеличить поступления средств в бюджет".